Подделка произведений русского авангарда. Скандал вокруг картины «альтернативной» Наталии Гончаровой продолжается.
В Великобритании и Франции, случился скандал: в этом году вышли монографии, посвященные творчеству Наталии Гончаровой.
Оказалось, что большая часть произведений, которые опубликованы в этих книгах и приписываются знаменитой амазонке русского авангарда, её кисти не принадлежат.
В солидных на вид изданиях за работы великой художницы выдаются подделки, со
всеми вытекающими отсюда последствиями, включая рыночную оценку. Эксперты-
искусствоведы и представители музейного сообщества объявили
Были представлены книги, которые вызвали скандал в российском культурном сообществе. Французское и британское издания о творчестве Наталии Гончаровой — правнучатой племянницы Пушкина, ученицы скульпторов Волнухина и Трубецкого, живописца Коровина. Были представлены каталоги, по которым предлагается изучать русский авангард современным специалистам за рубежом.
Многие эксперты высказали мнение, что русский авангард долго не изучался у нас на родине, в этом смысле западные коллеги нас опередили. Мы долгое время у них учились. И выход такой книги, как книга Эндрю Партона о Гончаровой — она не просто разочаровала, она, по сути дела, вызвала некую шоковую реакцию.
Если Эндрю Партон в искусствоведческой среде человек известный, то кто такая француженка Дениз Базету — российские эксперты не знают. Эксперты уверяют, что более 60 процентов картин, представленных во французском каталоге, — подделки, можно доказать и без специального лабораторного анализа: Наталия Гончарова никогда не занималась тиражированием своих работ на одну и ту же тему. Еще один интересный момент — в Третьяковскую галерею, в собрании которой огромная коллекция картин Гончаровой, авторы не обращались.
Коллекционер и галерист Джеймс Баттервик (Лондон) считает, что обсуждать работу великой русской художницы, если вы не были в Третьяковке — это просто смешно.
По мнению руководителей известных российских галерей: «Когда выходят такие издания, когда с нами никто не связывался, не консультировался, не обращался к нам, то одно это даже заставляет задуматься о профессионализме, о качестве того, что издается».
Российские искусствоведы происходящее иначе как атакой на русский авангард и русскую художественную культуру не называют.
Многие высказывают мнение, что надо на это реагировать, потому что уже давно русское искусство заполонили «фальшаки», особенно русский авангард, но такой акции еще не было.
Есть информация, что госструктуры уже готовят специальные письма в издательства. Реакция со стороны нашего экспертного сообщества должна последовать незамедлительно.
У государственных органов и Третьяковской галереи к авторам монографий множество претензий, в том числе, и нарушение авторских прав. Пока они собирают необходимые документы. Но уже сейчас понимают: доказывать, что картины, приписываемые кисти Гончаровой, — фальшивки, придется не одно десятилетие.