Стоимость изделий из фарфора на аукционах может сравниться с ценами на
живопись — это подтверждают рекорды прошлых лет и эстимейты
Прозрачность тонкого черепка, оттеняющая многокрасочную роспись, пластичность, позволяющая создавать любые скульптурные формы, — эти качества фарфора всегда привлекали коллекционеров. А хрупкость материала и легкость утраты только увеличивали его ценность.
Своими свойствами, отличающими его от обычной керамики, фарфор обязан каолину — белой глине, огромные залежи которой находились на территории Китая. Первые печи для обжига и еще несовершенные изделия из каолина относятся к VII веку до н. э. А к VII веку н. э. китайские мастера научились изготавливать вещи, которые и стали предметом страстного собирательства.
С клеймом «король Август»
История европейского коллекционирования фарфора начинается в конце XIII
века: считается, что первые фарфоровые вазы и чашки привез путешественник и
купец Марко Поло, потом их исправно доставляли к королевским дворам
Первые изделия мануфактуры ориентировались на китайские образцы. Как, например, гарнитур из пяти ваз 1734 года с клеймом «AR» — Augustus Rex, «король Август», которое ставилось на изделия мануфактуры до того, как были придуманы знаменитые перекрещенные мечи. 7 декабря Bonhams выставляет эти вазы на торги в Лондоне с эстимейтом 300−500 тысяч фунтов.
Вазы для посла
Несмотря на то что тайну фарфорового рецепта хранили почти как военную, на протяжении XVIII века по всей Европе возникли фарфоровые заводы. Невская порцелиновая мануфактура, основанная в 1744 году при Елизавете Петровне, была четвертой по счету (после Мейсенской, Венской и Стокгольмской). Одними из последних научились делать фарфор французы. Вплоть до начала XIX века в Севре производили так называемый мягкий фарфор. В отличие от твердого, состоящего на 50% из каолина, на 25% из кварца и на 25% из полевого шпата, французский состав включал в себя десяток элементов, но не каолин. Впрочем, на ценности предметов это не сказалось.
Для европейского антикварного рынка именно первые единичные предметы XVIII века и помпезные образцы наполеоновского времени оказываются самыми дорогими. Среди рекордов последних лет — парные фигуры цапель из белоснежного глазурованного фарфора без росписи, происходящие из Японского дворца в Дрездене. Пара была изготовлена в Мейсене около 1732 года; в 2005 году на торгах Christie's в Париже она ушла за 5,6 млн евро (6,85 млн долларов). А на торгах Bonhams в июле этого года была продана рекордно дорогая фарфоровая табакерка (тоже Мейсен, около 1755 года). Коробочка, оправленная в золото и украшенная живописными изображениями королевских дворцов в Дрездене и Варшаве, ушла за 860 тыс. фунтов при эстимейте в 100−150 тыс.
Среди предметов русского фарфора аукционные рекорды принадлежат парным парадным дворцовым вазам эпохи Николая I. Выполненные в ампирной стилистике, с лепным и прорисованным декором в виде аканта и волют, украшенные позолотой и живописью, как правило, копирующей полотна из собрания Императорского Эрмитажа, они включались в убранство парадных залов дворцов и становились дорогими дипломатическими дарами. Несмотря на то что каждая пара ваз выполнялась в единственном экземпляре, они достаточно регулярно появляются на торгах. На сегодняшний день рекорд принадлежит вазам, проданным Christie's в ноябре 2006 года за 2,8 млн фунтов (5,5 млн долларов). На ближайших русских торгах Christie's снова выставляет подобную пару ваз (эстимейт 1,7−2,2 млн фунтов), выполненную в 1835−1836 годах. Они были подарены Николаем I австрийскому послу при русском дворе графу Карлу Людвигу фон Фикельмону. В качестве живописного украшения для больших, 137 см в высоту, ваз были выбраны картины голландского художника XVII века Филипса Ваувермана на охотничью тему. Одна из картин — «Охота на оленя» — была куплена Екатериной II и теперь хранится в Эрмитаже. Вторая — «Отправление в погоню» — находится в Дрезденской галерее.
В честь кавалеров орденов
Большую часть продукции Императорского фарфорового завода составляли
дворцовые сервизы.
Из редких предметов на ближайших торгах Christie's можно отметить рюмочную и бутылочную передачи эпохи Екатерины II, служившие для эстетичной подачи на стол смены рюмок и напитков во время парадных обедов. Оба типа предметов исчезли из обращения уже в XIX веке. Бутылочная передача представляет собой небольшое ведерко, рюмочная — глубокий сосуд с характерным волнистым краем, за который ножками цеплялись бокалы при подаче. Эстимейты этих лотов — 20−30 тыс. фунтов за рюмочную и 18−25 тыс. фунтов за бутылочную передачу.
На торгах Bonhams будет декоративная тарелка с золотым бордюром и
изображением офицеров
Единственной частной мануфактурой, продукция которой в некоторой степени
могла конкурировать с предметами Императорского завода, была подмосковная
мануфактура Франца Гарднера. Гарднер угодил Екатерине II, преподнеся ей в
подарок сервиз в память о победе