Image
ЗАГРУЗКА
Главнаяоб искусстве и не толькопотерянные шедевры

Кратер Ефрония

В конце 2005 года итальянские власти обвинили Марион Тру, многолетнего куратора коллекции античного искусства музея Джона Пола Гетти в Лос-Анджелесе, в злонамеренном приобретении краденых произведений искусства.

Итальянская сторона настаивала на том, что более сорока экспонатов из коллекции музея Гетти, в том числе античная статуя Афродиты, а также терракотовая ваза (кратер) с изображением греческого героя Персея, спасающего Андромеду от морского чудовища, были получены в результате незаконных раскопок или же попросту украдены и контрабандно вывезены из Италии.

Администрация музея Джона Пола Гетти настаивала на невиновности Марион Тру.

Кратер имеет широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора — ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины.

Суду предшествовало долгое расследование, начатое еще в 1995 году, когда в распоряжение швейцарских властей попало более 4000 краденых предметов искусства, а также тысячи документов и фотографий, наглядно демонстрирующих все звенья преступной цепочки. Торговцы незаконно добывают произведения искусства в Тоскане и Лацио, «отмывают» их в нейтральных странах, вроде Швейцарии, а затем продают в различные галереи и музеи мира. В 2000 году, после того как итальянский антиквар Джакомо Медичи был приговорен к десяти годам тюремного заключения за незаконный вывоз археологических находок через Швейцарию, итальянские власти обратили внимание на Марион Тру, которая покупала экспонаты у Медичи и парижского арт-дилера Эммануэля Роберта Хехта. Вскоре после процесса Тру пришлось покинуть свой пост.

Дело Марион Тру еще не закончено и продолжает сотрясать музейное сообщество. Итальянское правительство, вдохновленное первыми победами, заявляет, что экспонаты незаконного происхождения имеются не только в музее Джона Пола Гетти. 

По данным властей, в Бостонском музее изящных искусств хранится двадцать два контрабандных экспоната, кроме того, сомнительные предметы могут быть обнаружены также в художественном музее Прин-стонского университета и в музее искусств Кливленда. Когда итальянцы обвинили нью-йоркский Метрополитен-музей в незаконном владении античным винным сосудом (кратером), расписанным в V веке до н.э. греческим художником Ефронием, администрация Метрополитена, к изумлению всего антикварного мира, предложила вернуть кратер Италии вместе с несколькими спорными серебряными изделиями. Некоторые наблюдатели поговаривают, что это лишь верхушка айсберга, и что в следующие десятилетия крупнейшим мировым музеям придется заняться тщательной проверкой происхождения своих экспонатов.