Image
ЗАГРУЗКА
Главнаяоб искусстве и не толькопотерянные шедевры

Жертвы похищения

История пестрит примерами несчастных любителей искусства, которых безудержная и неукротимая страсть толкнула на нарушение закона.

В августе 1911 года, в понедельник утром, простой итальянский столяр по имени Винченцо Перуджиа вышел из своего укрытия в камере хранения Лувра и снял «Мону Лизу» (Джоконда) со стены салона Карре.

В тот день музей был закрыт, но Перуджиа, работавший над сооружением витрины для «Моны Лизы», сумел проскользнуть внутрь, не привлекая внимания охраны.

Похищенную картину он унес в свою крошечную парижскую квартиру, где и был арестован два года спустя, когда попытался продать «Мону Лизу» директору галереи Уффици во Флоренции.

На суде Перуджиа заявил, что лишь выполнял свой патриотический долг, требовавший вернуть картину итальянца Леонардо да Винчи на родину.

Похоже, он искренне считал, что все итальянские шедевры, хранящиеся в Лувре, были в свое время похищены Наполеоном. (На самом деле да Винчи с радостью продал «Мону Лизу» своему покровителю, французскому королю Франциску I, приблизительно в 1514 году). Возможно, патриотический порыв Перуджиа был не более чем хорошо разыгранным спектаклем, призванным смягчить членов суда, но так или иначе, эта стратегия увенчалась успехом: Перуджиа приговорили к одному году тюремного заключения, но даже этот срок был сокращен до семи месяцев. Через несколько лет история Перуджиа получила продолжение, которое лишь укрепило сомнения в искренности столяра.

Некоторые историки полагают, что настоящим заказчиком преступления был аргентинский жулик по имени Эдуардо де Вальфьерно, который нанял Перуджиа украсть картину. После похищения де Вальфьерно задумал продать шесть копий «Моны Лизы» богатым коллекционерам, которые, прослышав о краже, полагали бы, что покупают оригинал. Вероятно, Перуджиа не знал об этой части плана, поэтому, когда де Вальфьерно так и не вышел с ним на связь, решил самостоятельно сбыть с рук украденную картину.

Новое ограбление Лувра произошло в 1939 году, когда молодой художник, мнящий себя эстетом с весьма прихотливыми вкусами, похитил «Равнодушного» Антуана Ватто и вскоре вернул картину, полностью сняв с нее лак. Другой вор, вынесший в 1994 году из хранилища в Западном Лос-Анджелесе картину Гарольда Беттса, самостоятельно отреставрировал полотно и перетянул холст перед продажей. Еще один студент-художник, в 1953 году украл из Лондонского музея Виктории и Альберта бронзовую статую работы Огюста Родена, а затем вернул ее, объяснив, что просто хотел немного пожить возле шедевра.

В июне 2005 года двадцатилетний чилийский студент украл из Национального музея изобразительных искусств в Сантьяго бронзовый «Торс Адели» работы Огюста Родена, а затем сдался властям и вернул скульптуру, заявив, что лишь «хотел доказать незащищенность музея». Опозоренной администрации музея ничего не оставалось, как признать правоту похитителя.

Старинные книги реже становятся целью похитителей, однако это вовсе не означает, что они имеют меньшую стоимость или ценятся ниже произведений изобразительного искусства. В 1994 году Билл Гейтс, основатель фирмы «Майкрософт», заплатил более 30 миллионов долларов за записную книжку Леонардо Да Винчи, известную как «Кодекс Лейчестера». На страницах этой книжки, заполненной между 1506 и 1510 годами, хранятся записи да Винчи по всем научным дисциплинам, от астрономии и геологии до палеонтологии и гидродинамики. Книжка была продана на аукционе за рекордную для манускриптов цену.

Именно баснословная стоимость старинных книг привела в библиотеку Лексингтона одного исключенного из университета студента. 17 декабря 2004 года двадцатилетний молодой человек с пистолетом в кармане, назвавшийся Уолтером Бекманом, позвонил у Дверей отдела редких книг Трансильванского университета в Лексингтоне, штат Кентукки.

В отдел вела специальная лестница, незаметная из других помещений библиотеки, а за постоянно запертой дверью хранились ценнейшие сокровища университета: «Книга Святого Альбанса» (напечатанная в i486 году), «Американская орнитология» Шарля Люсьена Бонапарта (1833) - первые пять изданий «Опытного рыболова» Исаака Уолтона (1653−1676) и другие книги. Попасть в этот отдел можно было только по предварительной записи, что Бекман и сделал по электронной почте.

Вскоре после того, как служащая библиотеки Б. Дж. Гуч открыла дверь, Бекман позвонил по телефону своему сообщнику. Ворвавшийся в библиотеку сообщник схватил служащую, а Бекман наставил на нее пистолет. Связав служительницу, злоумышленники украли редкие книги, двадцать набросков натуралиста Джона Джеймса Одюбона, которые ученый делал во время работы над изданием своей книги «Птицы Америки» (1836— 1837) и две его книги: изданный фолио «Живородящие четвероногие Северной Америки» (1845 — 1848) и огромный том «Птицы Америки» (1826—1838), размером 27x40 дюймов (68,5x101,5 см). В 2000 году такое же первое издание «Птицы Америки» было продано на аукционе Кристис за 8,8 миллиона долларов, поставив очередной рекорд стоимости печатного издания.

К счастью, грабители не смогли далеко убежать со своей добычей. С тяжелыми книгами особо не побегаешь, кроме того, Сьюзан Браун, директор библиотеки, заметила воров и приказала им немедленно остановиться. В панике воры выронили книги Одюбона, но все-таки сумели добежать до серого минивэна, где их ждали еще двое сообщников, и уехали. Полиция оценила стоимость украденного в 500 000 долларов. Четыре дня спустя Бекман, теперь уже под именем мистера Уильямса, вошел в здание аукционного дома Кристис на Рокфеллер Плаза в Нью-Йорке в компании мужчины, назвавшегося мистером Стефенсом. Они обратились к Мелани Хэлло-ран, специалисту по печатным книгам, и заявили, что представляют интересы некоего мистера Бек-мана, который хочет продать часть своей коллекции по договору, без аукциона. 

Молодые люди открыли портфель и показали Хэллоран «Происхождение видов» Чарльза Дарвина 1859 года издания, богато украшенный манускрипт 1425 года «Hortus sanitatis» или «Малый сад здоровья» — двухтомную энциклопедию с множеством прекрасных цветных ксилографии, а также двадцать набросков Одюбона.

Хэллоран пообещала, что постарается им помочь, и попросила мистера Стефенса оставить номер своего сотового телефона. На следующий день она рассказала об этой встрече своему начальнику, сообщив, что мужчины показались ей подозрительными.

Подозрения Мелани не были напрасными. Мистером Уильямсом, он же мистер Бекман, на самом деле оказался Уолтер С. Липка, бывший студент университета в Кентукки и член местной футбольной команды, оставивший обучение из-за финансовых проблем. Мистером Стефенсом был Спенсер Рейнхард, талантливый художник и студент Трансильванского университета, взявший академический отпуск. Оставляя номер своего телефона аукционному дому, Спенсер Рейнхард не догадался поменять запись автоответчика. Когда агент ФБР, представившись брокером Кристис, позвонил по оставленному номеру, то неожиданно для себя услышал: «Это Спенс, оставьте сообщение».

И это был не единственный просчет воров: так, Липка писал Мелани Хэллоран с того же адреса, с которого отсылал Б. Дж. Гуч заявку на посещение отдела редких книг. Установление личности преступников было лишь вопросом времени. 11 февраля 2005 года Липка, Рейнхард, а также Эрик Борсук, помогавший связывать Гуч, и Чарльз Т. Ален, были арестованы. Борсук и Ален оказались студентами университета Кентукки. К сожалению, после нелепой кражи книг и рисунков они теперь не скоро увидят зал университетской библиотеки изнутри. Все четверо были приговорены к семи годам тюремного заключения.