Image
ЗАГРУЗКА
Главнаяоб искусстве и не толькоутраты войн и революций

"Женщина в белом" кисти Пабло Пикассо

Произведения искусства, возвращенные законным наследникам жертв Холокоста, редко остаются в их домах. Родственники коллекционеров не обязательно наследуют присущую предкам страсть к искусству, кроме того, финансовое положение порой не позволяет им обеспечить безопасность шедевров. В 2002 году Томас Беннигсон узнал, что является единственным наследником картины Пабло Пикассо «Женщина в белом» (1922), которую его бабушка Карлотта Ланд-сберг отослала парижскому антиквару в конце 1930−х годов, перед бегством из Парижа.

Коллекция антиквара была конфискована, а после войны оказалась разбросанной по всему миру. Поэтому, когда спустя более чем 60 лет «Женщина в белом» появилась в коллекции одной дамы из Чикаго, которая законным образом приобрела картину, не зная о ее сомнительном прошлом, Томас Беннигсон немедленно подал иск. Три года спустя он согласился принять 6,5 миллиона долларов и отказаться от своих прав на полотно.

Но порой стоящие на кону огромные суммы денег толкают людей на неадекватные поступки. После того, как журналист Гектор Феличиано опубликовал книгу о масштабах нацистского произвола в отношении произведений искусства, многие музеи начали обнаруживать в своих коллекциях «трофейные» экспонаты, присвоенные без соответствующего вознаграждения владельцам. Так, семье парижского антиквара Поля Розенберга, помимо картин Моне, Боннарда и Леже, принадлежала также «Одалиска» Матисса, которая была обнаружена в музее Сиэтла после того, как один из попечителей музея увидел фотографию этой картины в книге Феличиано. Семья Розенберг потребовала от музея 39 миллионов долларов, а Феличиано заявил, что заключил устное соглашение с невесткой покойного антиквара о выплате ему гонорара в случае обнаружения какой-либо пропавшей из коллекции картины, и предъявил собственный иск на 6,8 миллиона долларов. Однако иск был отклонен.