Image
ЗАГРУЗКА
Главнаяоб искусстве и не толькоутраты войн и революций

Предприимчивые частные коллекционеры

Возможно, пример родного государства побудил отдельных офицеров Красной армии воспользоваться послевоенным хаосом для собственного обогащения. В 1945 году неизвестный похитил картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция» из дворца Сан-Суси в Потсдаме, под Берлином.

Сегодня картина стоимостью около 92 миллионов долларов находится в собственности российского бизнесмена Владимира Логвиненко, коллекционера, владельца стрип-клуба «Up&Down».

Логвиненко предложил продать картину Рубенса в Сан-Суси, однако отказался от этой идеи после того, как Германия заявила, что выдвинет против него обвинения в незаконном владении. В настоящее время Логвиненко передал картину Эрмитажу, который отреставрировал полотно и гордо вывесил в одном из своих залов.

Но российские военные были не единственными, кто незаконно приобретал произведения искусства в Германии. Часть американских солдат и офицеров также не сумели устоять перед искушением. В 1945 году техасец Джо Том Мидор присвоил несколько бесценных реликвий, принадлежавших церкви в немецком городе Кведлинбург в Гарце, и незаконно вывез их в США. Помимо реликвий, в числе похищенного был драгоценный манускрипт IX века, написанный золотыми чернилами, а общая стоимость «трофеев Мидора» на сегодняшний день составляет более гоо миллионов долларов. Сокровища обнаружились только после смерти Мидора в 1980 году. Сестра и брат покойного выставили сокровища на черный рынок и даже успели продать несколько мелких вещиц на сумму около 3 миллионов долларов, но тут началось расследование, в ходе которого остатки трофеев были конфискованы и в 1996 году возвращены Германии.

Известно также дело бывшего американского солдата, который в 1946 году пришел в дом бруклинского адвоката Эдварда Эликофона и продал ему несколько картина за 450 долларов. Спустя двадцать лет выяснилось, что Эликофон приобрел два портрета Альбрехта Дюрера, датирующихся приблизительно 1499 годом, а значит, стал обладателем сокровища стоимость которого, по самым грубым подсчетам, составляла 6 миллионов долларов.

К несчастью для Эликофона, картины Дюрера были украдены в конце войны из Шварцбургского замка, расположенного в восточной части Центральной Германии, где они хранились под надзором американской армии. Германия потребовала возвращения картин. После нескольких лет судебных разбирательств Эликофона заставили расстаться с Дюрером, ив 1981 году картины вернулись в музей Веймара. В 1997 году этот же музей получил обратно портрет «Элизабет Херви с голубем в руках» кисти Иоганна Фридриха Августа Тишбейна, выставленный на аукцион Сотбис. Однако еще приблизительно десять картин XV — XVII веков, вывезенных американскими солдатами в 1945 году, до сих пор не возвратились в музей.

Все эти типы судебных исков — государство против гражданина, государство против государства, гражданин против государства и гражданин против гражданина — скорее всего, будут продолжаться и в будущем. В последние десятилетия мы все чаще становимся свидетелями торжества правосудия. Музеи всего мира продолжают исследовать происхождение отдельных экспонатов в своих коллекциях, обращаясь за информацией к разным странам.