Однако Россия использовала оккупацию как возможность осуществить «репарации» в счет своих военных потерь. Подобно закону о «доле фюрера», советская программа репараций возглавлялась главой государства, опиралась на закон и осуществлялась знатоками искусства. Мало кто знает, что Иосиф Сталин также вынашивал планы строительства грандиозного музея, подобного гитлеровскому собранию в Линце, для чего были созданы специальные трофейные бригады, которые прочесывали советскую зону оккупации в поисках шедевров, оставшихся в побежденной Германии.
Именно так в Москве оказалось Золото Шлимана. В 1873 году на территории Турции, на руинах крепости Пергам немец Генрих Шлиман, которого многие считают отцом современной археологии, обнаружил клад, содержащий более девяти тысяч бесценных золотых предметов. В 1881 году, после того как турецкое правительство обвинило Шлимана в незаконном вывозе сокровищ за границу, археолог подарил клад Германии, где он и хранился вплоть до 1945 года. После окончания Второй мировой войны золото экспедиции Шлимана было вывезено в Москву. На протяжении нескольких десятилетий клад считался пропавшим, однако в 1994 году Россия официально признала, что золото хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1996−м Пушкинский музей в первый и единственный раз выставил золото Генриха Шлимана, а затем сокровища были снова убраны в хранилище.
В 1958 году СССР вернул около 1,5 миллиона произведений искусства Восточной Германии. В феврале 2005 года Анатолий Вилков, заместитель руководителя Федеральной службы по сохранению культурного наследия, признал, что Россия до сих пор удерживает у себя более 250 произведений искусства, а также около миллиона книг, захваченных на территории Германии. Весной 2005−го, в год шестидесятилетия окончания войны, в Пушкинском музее, словно в насмешку над Германией, прошла выставка «Археология войны. Возвращение из небытия». Громко разрекламировав свою работу по восстановлению и сохранению шедевров, персонал Пушкинского музея ясно дал понять, что не собирается вести переговоры по возвращению произведений искусства, которые по российским законам считаются полученными законным путем репараций.
Россия также не проявляет заинтересованности в возвращении произведений, принадлежавших частных лицам, поскольку в 1945 году советские войска не делали особых различий между государственными собраниями и частной собственностью, незаконно захваченной нацистами. Более 500 гравюр и рисунков из коллекции Франца Кенигса были вывезены в СССР после окончания войны: 307 из них попали в Пушкинский музей, остальные 142 отправились в Киев, где и были обнаружены в 1993 году.
В декабре 2003 года постсоветское правительство Украины вернуло Нидерландам 142 гравюры и рисунка из коллекции Кенигса. На просьбу проявить подобную же щедрость в отношении части коллекции, оказавшейся в России, та ответила твердым «нет» и оставила за собой все 307 экспонатов.