С чего начинается фальшивка? С того, что дипломированный художник после
безуспешных попыток хоть
Талантливый выпускник Академии художеств 50−х годов С. рассказывал следующее. По учебному плану он должен был скопировать виртуозный карандашный рисунок Врубеля, хранящийся в Русском музее.
Когда работа была закончена, он показал оба рисунка хранителям и увидел испуг на их лицах: они не могли найти различий.
Позднее художник показал свою работу именитому коллекционеру N, и тот сразу предложил ее купить. С. смеялся: вещь ведь известная, музейная. Но у коллекционера были свои резоны. В итоге рисунок был продан.
Вообще, изготовителей фальшаков можно разделить на три категории.
В букинистическом магазине или с рук покупается оптом куча старых рисунков. Карандашиком на обороте пишется: «В. Лебедев» («Сомов», «Репин», кто угодно). Для убедительности автограф немного затирается. Если фантазия побогаче, добавляется еще и дарственная надпись. Все, вещь готова. Произведение сдается в другой магазин с прибылью, которая может составлять сотни процентов. С живописью -- та же схема.
Основная их работа заключается вовсе не в том, чтобы писать картины, выдавая их за старые. Они, как правило, промышляют тем, что подписывают безымянные полотна автографами известных авторов с подходящим стилем либо, как вариант, заменяют подписи.
Еще одна разновидность такого бизнеса -- «оживление» картин. К примеру,
берется унылый пейзаж типа родные осины, и после
Это трудоемкий процесс, в котором принимают участие сразу несколько специалистов. Художник строго по заданию заказчика, который и отвечает за сбыт фальшивок, пишет картину, используя старый холст, краски, соскобленные со старых холстов, и проч. Реставратор придает вещи товарный вид (искусственное старение в специальных печах, поддельные крокелюры -- трещинки в лаковом покрытии, забитые старой пылью), искусствовед создает ей подобающую легенду. Коллектив не может плодотворно работать без агента в экспертных организациях и человека, внедряющего вещь в ту или иную частную коллекцию. Кстати, подделка акварелей и рисунков -- вещь в принципе недоказуемая: ее невозможно определить технологической экспертизой, только искусствоведческий анализ. К тому же в изготовлении они проще живописи.
Иногда, чтобы удачно сбыть фальшак, придумывают удивительные вещи. Известен
такой случай. У одной старушки купили картину. После нее на обоях остался
невыгоревший след. Точно по размеру этого пятна был написан фальшак дорогого
художника, и бабушка за определенную мзду давала объявления и обзванивала
магазины, говоря, что у нее есть замечательная картина, которую она хотела бы
продать.
Не менее важный сегмент рынка подделок -- изготовление фальшивых экспертных заключений. Популярна также и такая операция: покупается подлинная картина с настоящими бумагами, с нее делается копия. Ее в конце концов и продают в комплекте с указанными бумагами.
А бывает и такое. Некто Б. взял работу Казимира Малевича у его дочери Уны и заказал копию, которую и вернул наследнице.
Василий Андреев