Главнаяоб искусстве и не тольковнимание, подделка! Поддельный Фаберже в Кремле
Российский арт-рынок ничем не отличается от мирового и тоже богат
подделками. Но скуден историями. Арт-дилеры охотно делают заявления
типа: «В иных частных российских коллекциях до трети фальшаков. Но
никогда вы не услышите подробностей, где и какие работы поддельные. Получается
как в песне: Если кто-то кое-где у нас порой.
Песня, как известно, звучит в сериале Следствие ведут знатоки. Одна из
серий Знатоков была посвящена искусству -- подделкам работ Фаберже. Сюжет
взяли из жизни. Правда, в фильме участников вывели эдакими морально
разложившимися интеллигентами, а на самом деле
Это было известное петербургско-московское дело, -- рассказал питерский
антиквар, пожелавший остаться неизвестным. -- Многих действующих лиц я знал:
Наума Николаевского (в фильме его играл Караченцов), Эдуарда Абрамовича
Зингера, ювелира Коноваленко. Видел я и вещи, которые они делали. Это была
блестящая работа.
Ребята подошли к вопросу как ученые-историки. Они нашли фамилии всех
мастеров, работавших до 1917 года в мастерских Фаберже. Потом по
дореволюционному справочнику Весь Петербург определили адреса, отыскали
родственников и потомков, выкупили у них документы, эскизы, подлинники. В Риге
обнаружили настоящие клейма. Нашли даже старичка, лично работавшего с Фаберже,
-- он коробочки клеил. Купили ему все необходимые материалы и попросили
научить. Для штамповки использовали базу Кировского и Балтийского заводов.
Начальник цеха тогда имел зарплату 200−300 рублей в месяц, а они ему платили
еще 500, чтобы только пресс и станки иногда вечерами что-то штамповали на
сторону. Представляете, какая у них была база? На этих заводах танки делали, не
то что маленькие какие-то предметы.
Зингер провел в тюрьме четыре года, Николаевский отсидел восемь лет. Сейчас
живет в Америке, имеет ювелирную фирму и, насколько я знаю, процветает. А
Василий Коноваленко, тоже эмигрировавший в Штаты, не так давно умер
В конце 1990−х в Эрмитаже была выставка Фаберже. На ней сделали стенд
фальсификаций -- из золота и серебра, с настоящими эмалями. Эти вещи вполне
достойны стоять рядом с оригиналами.
Ныне работы Наума Николаевского и Василия Коноваленко находятся в крупнейших
собраниях мира. Нашим Музеям Кремля досталось их поддельное пасхальное яйцо,
конфискованное когда-то таможней у двух африканских дипломатов. В музее сразу
определили, что это подделка, но оставили в коллекции. Яйцо, состоящее из двух
половинок и украшенное царским вензелем, помещено на подставку из трех
золоченых орлов. Еще одно почти такое же яичко было продано на аукционе
Sotheby's в Женеве как произведение Юлиуса Раппопорта, ведущего мастера
Фаберже, за 60 тысяч швейцарских франков (примерно 37 тысяч долларов).
Пасхальные яйца Фаберже сегодня одни из самых дорогих произведений
ювелирного искусства. Цена на них доходит до 6 миллионов долларов. Нет ничего
удивительного, что их подделывают.