Image
ЗАГРУЗКА
Главнаяоб искусстве и не тольковнимание, подделка!

Не мазня, а подделка высокого класса

На недавней научной конференции в Третьяковской галерее, посвященной вопросам экспертизы и атрибуции, сенсацией стало выступление Владимира Петрова – научного сотрудника ГТГ, крупнейшего специалиста по русской живописи XIX века. Его доклад был посвящен той категории подделок, из-за которых случился скандал в реставрационном центре Грабаря.

«В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки»,– сказал он. Отбор западных произведений проводит, по выражению Владимира Петрова, «глаз цивилизованный», т. е. это люди с прекрасной профессиональной подготовкой. «Отобраны западные работы замечательно, я сам нарвался на это явление»,– признался ведущий эксперт. Это неверно, сказал он, что «исходный» материал – работы слабых и посредственных художников. Это известные в своей стране мастера, с высочайшим уровнем письма.

Эксперты сходятся в том, что «переделка» западной живописи в русскую – технологически изощренная. Была достигнута невероятная аналогия в подборе красок, мазков кисти и других приемов. Новая «русская» подпись внедрялась в картины виртуозно. После первоначальных манипуляций с полотном его «старили», подпись затиралась, залачивалась, и потому ее невозможно различить в ультрафиолетовых лучах, с которыми работает большинство музейных экспертов. Технологическая экспертиза давала блестящее сходство по времени и материалам, поскольку отобранные западные художники работали в то же время и использовали те же краски и холсты, что и их русские коллеги. Такие подделки можно распознать только сложнейшим химическим анализом, который не является обычной практикой. В России это делает, например, независимый экспертный институт «Рускультурэкспертиза».

Образцовым примером того, скольких специалистов может обмануть такая подделка, служит история с картиной псевдо-Шишкина «Пейзаж с ручьем», которую весной 2004 года Sotheby`s едва успел снять со своих русских торгов. На аукционе эта картина была атрибутирована как ранняя работа Ивана Шишкина – периода его стажировки в Европе у художников так называемой Дюссельдорфской школы. Картина была оценена в £550−700 тыс. (около $1 млн). Оказалось, что полотно является подретушированной работой голландского живописца той же Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за $65 тыс. К моменту появления на аукционе в Лондоне ее «подлинность» была засвидетельствована уважаемыми экспертами ГТГ и Sotheby`s.