Image
ЗАГРУЗКА
Главнаяоб искусстве и не тольковнимание, подделка!

От кракелюра не уйдешь!

От кракелюра не уйдешь!

Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи: «Все тайное становится явным».

На Крымском валу проходит юбилейная выставка Константина КоровинаОдин из самых успешных за последние годы проектов Третьяковской галереи посетили десятки тысяч человек. Для большинства зрителей такой вопрос, как датировка картин, – незначительная формальность. Однако за каждой уточненной подписью стоит кропотливая работа специалистовИногда изменение даты становится настоящей сенсацией экспертного и музейного сообщества. О том, как проводились исследования произведений Константина Коровинарассказала корреспонденту VTBRussia.ru заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

– Лидия Ивановна, с чего начинается ваша работа?

– С раскантовки: освобождаем картину от рамы, снимаем стекло, открываем оборот. Затем начинается визуальный осмотр, который определяет этапы дальнейшей работы. Мы стараемся выявить все надписи, печати, этикетки, находящиеся на обороте холста и планках подрамника. При помощи бинокулярного микроскопа исследуем фрагменты картины, на которых расположены подписи и надписи, структуру красочного слоя, замесы паст, использованных художником. Иногда удается прочитать плохо различимую визуально авторскую надпись или дату. Рентгенографирование полотна дает возможность определить наличие нижележащего красочного слоя или проследить этапы создания произведения с внесенными в него композиционными изменениями. Без рентгенографирования не проходит ни одно исследование.

– К выставке Константина Коровина вы провели очень большую работу, какие результаты?

– Работу провели чрезвычайно большую. Исследовали 56 картин из собрания Третьяковской галереи. Мы применяли и химический анализ, и исследование в ИК-диапазоне излучения, с помощью микроскопа и рентгенографирование. Почему мы не делали это раньше? Потому что многие вещи были застеклены в старых рамах с закрытыми оборотами. Нам удалось сформировать основательный банк данных эталонных произведений К.А.Коровина. Это необходимо для дальнейшей музейной работы по уточнению авторства и датировок произведений этого мастера. Собранный материал позволяет анализировать живописный почерк художника и соотносить его произведения в соответствии с периодами его творчества. Мы проследили изменение почерка художника во времени.

– Пришлось ли вам пересматривать какие-то даты?

– Да, мы смогли передатировать 12 произведений, в числе которых такие значимые для творчества художника работы, как «Северная идиллия» (ранее 1886, ныне 1892), «Муза» (ранее 1887, ныне вторая половина 1890−х годов), «Портрет хористки» (ранее 1883, ныне 1887).

– Это та самая работа, которая считается первой, созданной в России импрессионистической картиной? На ней же подпись 1883 год!

– Да, именно она. Было известно, что это первая русская работа, написанная в стилистике импрессионизма, и создана она Константином Коровиным в 1883 году. В процессе исследования картины при подготовке выставки было установлено, что авторская дата неверна. Художник сразу подписал картину, а дату и надпись «Харьков» нанес тушью пером спустя многие годы после создания работы. В результате картина была передатирована на 1887 год.

– Как это удалось установить?

– Тушь, которой нанесена дата, лежала поверх лака, а краска подписи полностью перекрывала кракелюр. Кроме того, для уточнения датировки был привлечен и детально изучен портрет Орловой (ученицы Коровина), исполненный в 1889 году. Подписи, исполненные коричневой краской, на этих двух портретах оказались абсолютно идентичными. Было произведено рентгенографическое исследование, которое показало идентичность живописных приемов. Каждый мастер применяет собственные приемы, которые и отражают рентгеновские снимки. Химический анализ показал совпадение составов красочных паст, которыми выполнялись работы.Вместе со стилистами была проведена огромная работа.

«Художник сразу подписал картину, а дату и надпись «Харьков» нанес тушью пером спустя многие годы после создания работы.»

На основании стилистического анализа и привлеченных архивных материалов, которые свидетельствовали о встрече автора с данной моделью в Харькове в 1887 году во время гастролей Русской частной оперы, удалось датировать «Портрет хористки» этим годом.

– Но это ведь не единственная уточненная дата, большое исследование прошла «Муза»?

– Да, эта работа попала в Третьяковскую галерею в 1969 году. Долгое время она хранилась во Франции и претерпела множество реставрационных вмешательств. Считалось, что подпись, которая на ней находится, авторская.

– Почему ее потребовалось пересмотреть?

– Стилистически работа не укладывалась в эти ранние годы творчества Константина Коровина. В процессе исследований было определено, что ни подпись, ни дата не являются авторскими и нанесены позднее, лежат на утратах красочного слоя. Здесь нам также пригодились архивы отдела рукописей Третьяковской галереи, а точнее – рисунки «Музы», композиционно близкие исследуемой работе, исполненные Коровиным во второй половине 1890−х годов.

– Получается, что, несмотря на кажущуюся очевидной подпись, благодаря вашему исследованию можно частично восстановить историю картины.

«Стилистически работа не укладывалась в эти ранние годы творчества Константина Коровина.»

– «Муза» перевезена из Франции в 60−х годах, характер сломов красочного слоя говорит о том, что холст был свернут в рулон. От этого образовались осыпи красочного слоя, картине требовалась реставрация. При реставрации, по-видимому, и были нанесены подпись и дата. Моя задача была сказать, что это сделал не Коровин, в таких случаях я обычно говорю: «Автор жив».

– Но кисть Коровина неоспорима. И к какому периоду отнесли работу?

– Да, авторство Коровина никто не подвергал сомнению. На основании проведенных исследований мы отнесли картину к 1890−м годам.

Автор: Петр Сейбиль
Фото: Александр Панов
http://vtbrussia.ru/