Художественные объединения, общества, товарищества, группировки, союзы, выставки
«0.10»
Выставка
Выставка «0.10» была благотворительной, в пользу раненых в петроградских лазаретах.
«41°» (Сорок один градус)
Название группы футуристов, литераторов и художников, возникшей в Тифлисе в 1918. В группу входили А.Крученых, И.Терентьев, И.Зданевич, К.Зданевич, организовавшие выпуск еженедельной газеты «41°» и издательство. В 1919 летом вышел первый номер газеты, в передовице которой говорилось: «Компания 41° объединяет левобережный футуризм и утверждает заумь как обязательную форму воплощения искусства». Под эгидой группы был выпущен сборник стихов, посвященный С.Г.Мельниковой, оформленный коллажами.
«5x5=25»
Название выставки живописи, проходившей в Москве в сентябре 1921. На выставку пять художников представили по пять абстрактных работ каждый: Варст (В.Степанова), А.Веснин, Л.Попова, А.Родченко, А.Экстер.
В.Степанова выставила работы 1921, А.Веснин построение цветового
пространства по силовым линиям, Л.Попова опыты
Абрамцевский кружок
Объединение крупнейших представителей русской художественной культуры второй пол. XIX в., возникшее в начале 1870−х гг. вокруг фигуры знаменитого русского мецената купца Саввы Ивановича Мамонтова на базе его усадьбы в Абрамцево.
С.И.Мамонтов (1841, Ялуторовск, Якутия 1918, Москва) принадлежал к кругу русских купцов и промышленников, вклад которых в русское искусство и культуру безмерен (М.П.Боткин, И.А.Морозов, С.И.Щукин и др.). С именем С.И.Мамонтова связаны важнейшие явления русской культуры второй пол. XIX в. Абрамцевский кружок и Московская частная русская опера.
В 1870 Мамонтов купил усадьбу С.Т.Аксакова «Абрамцево» близ Сергиева Посада
(г.Загорск в годы советской власти), под Москвой. На протяжении четверти века
гостями и жителями его был цвет русской художественной интеллигенции. Здесь
сложилась первая своеобразная русская художественная колония, аналогичная в
западной культуре этого периода
Членами кружка были М.М.Антокольский, В.М.Васнецов, М.А.Врубель,
К.А.Коровин, С.В.Малютин, М.В.Нестеров, Н.В.Неврев, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов,
И.Е.Репин, В.А.Серов, В.И.Суриков, Ф.И.Шаляпин и др. В Абрамцево царила
уникальная
В Абрамцево были сделаны и практические шаги к сохранению и возрождению
кустарных народных промыслов. В 1882 Е.Д.Поленова организовала мастерскую
резьбы по дереву, выполнявшую мебель и бытовые предметы с плоскорельефной
резьбой
Абрамцевский (Мамонтовский) кружок выразил очень характерную черту европейской культуры конца XIX в. стремление к целостной художественной среде.
Антреприза С.П.Дягилева
С.П.Дягилев (1872−1929) русский театральный деятель, художественный критик, талантливый организатор театрального дела в России и Франции. Д. организовал в Париже ежегодные сезоны русского искусства (оперные с 1908, балетные с 1909), которые аккумулировали в себе новейшие достижения русской музыки, живописи, поэзии, хореографии и отразили интенсивность художественной культуры России тех лет. Оперные и балетные спектакли группы С.П.Дягилева оформляли крупнейшие русские художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, А.Я.Головин, Н.С.Гончарова и др.
Антреприза (фр. entreprise) предприятие, в театре частная театральная группа.
Артель художников
Первое в России объединение демократически настроенных художников. Основано
в 1863 выпускниками Императорской
Артель сыграла важную роль в формировании демократического направления в русском искусстве второй пол. XIX в. Распалась в нач. 1870−х годов, предопределила создание ТПХВ. Многие члены А. стали активными участниками движения передвижников.
АСНОВА Московская Ассоциация новых архитекторов
Первая творческая группировка советских архитекторов, организатором и
теоретиком которой был Н.А.Ладовский. Осн. в 1923 преподавателями ВХУТЕМАСа. В
основе программы рациональный подход к худож. проблемам архитектуры, создание
новых выразительных и остро ритмических архитектурных форм на базе новейших
строительных материалов (металл, бетон, цемент). Архитекторы Ассоциации
занимались проблемами психофизиологического восприятия человеком цвета, объема,
пространства, а также проблемами синтеза пластических искусств. По инициативе
АСНОВА во ВХУТЕМАСе читались лекции по основным видам пространственных форм
Массовое объединение советских художников, возникшее в 1922 на базе Ассоциации по изучению современного революционного быта (осн. в 1920). Возникла как противоположное «левым» группировкам авангарда. Ставило задачу максимального приближения искусства к потребностям пролетарского зрителя, стояло на позициях реального отражения советской действительности художественными средствами, понятными народу. Художниками АХРР были выдвинуты лозунги «художественного документализма» и «героического реализма». В целом опиралось на традиции ТПХВ.
В объединение вошли бывшие члены ТПХВ, СРХ, а также ряд молодых живописцев, усвоивших реалистическую школу мастеров старшего поколения. АХРР имела 40 филиалов в РСФСР и других республиках. Ею были организованы 72 выставки по всей стране, а также за рубежом. Ассоциация сыграла большую роль в деле пропаганды искусства в массах.
Членами АХРР были А.В.Григорьев, Б.Н.Яковлев, П.М.Шухмин, Е.А.Кацман,
С.В.Малютин, М.И.Авилов, А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, Ф.С.Богородский,
И.И.Бродский,
В 1928−31 в АХР усилилось влияние ОМАХР, стоявшей на позициях Пролеткульта. Многие художники вышли из Ассоциации, ряд вошел в РАПХ. Существовала до 1932. Центральные органы находились в Москве и Ленинграде.
«Баухауз»
«Баухауз» (Bauhaus) Высшая школа строительства и художественного
конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung) учебное заведение и
художественное объединение в Германии. Осн. в 1919 архитектором В.Гропиусом в
Веймаре, в 1925 переведено в Дессау. В «Б.» окончательно сложились принципы
функционализма и рационализма. «Б.» сыграл большую роль в становлении
современного художественного конструирования. В «Б.» были разработаны основы
дизайна, промышленного творчества. В производственных мастерских
В 1933 запрещен нацистами. Виднейшие его деятели В.Гропиус,
«Боевой карандаш»
Объединение ленинградских художников, осн. в 1939−40, 1941−45, возникшее с целью возрождения «Окон РОСТА». Выпускало литографированные политические плакаты, сатирические рисунки. В годы Великой Отечественной войны 1941−45 плакаты в стиле традиционного лубка с пропагандистски рифмованными текстами, политическая карикатура сыграли значительную роль в укреплении патриотизма русских людей как в тылу, так и на фронте, особенно в блокадном Ленинграде. В работе «Б.к.» принимали участие художники И.С.Астапов, Г.С.Верейский, В.И.Курдов, Н.Е.Муратов, Г.Н.Петров, В.А.Серов, Н.А.Тырса и др. Возобновило свою деятельность в 1956, в 1992 реорганизовано. Выпускало плакаты и рисунки на международную и бытовую темы.
«Бубновый валет»
Общество художников «Бубновый валет». Объединение московских живописцев.
Возникло в 1910. Название получило от одноименной выставки, организованной в
том же году. Инициаторы группа художников, отвергавших как академизм и
реализм, так и символизм в русском искусстве. Общество возникло как реакция на
противоречивые тенденции в русской живописи начала XX в. Устав опубликован в
1911.
Экспонентами выставок «Б.в.» в 1910−16 были также Ж.Брак, М.Вламинк, А.Дерен, Ф.Леже, А.Матисс, П.Пикассо, П.Синьяк.
«Венок» («Стефанос»)
Группа молодых московских художников, впервые объединившихся вокруг
МЛарионова
В марте 1908 группа организует выставку «Венок» в Петербурге (А.Гауш, П.Кузнецов, М.Ларионов, А.Матвеев, В.Милиоти, М.Сарьян, П.Уткин, А.Фонвизин, А.Явленский и др.).
В апреле 1908 В. и Д. Бурлюки и А.Лентулов участвовали как московские представители «Венка» в выставке «Современные течения в искусстве» в Петербурге, организованной Н.Кульбиным.
Последний раз экспозиция работ «Венка» была показана в начале 1909 в Петербурге и в сентябре в Херсоне. Участвовали: В. и Д. Бурлюки, А.Лентулов, А.Явленский, А.Экстер, В.Баранов, П.Гауш. Символизм ряда авторов устойчиво сочетался с тенденцией к кубофутуризму.
Венский «Сецессион»
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio отход, отделение) название
ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных
объединений конца XIX начала XX веков, представлявших новые течения в
современном искусстве в противоположность академизму. Известны «Мюнхенский С.»
(осн. 1892), «Берлинский С.» (осн. 1892). «Венский Сецессион» (осн. 1897)
объединял представителей австрийского стиля модерн («сецессионстиль»). Общество
издавало журнал «Вер Сакрум» (символисты Г. фон Гофмансталь, Р.М.Рильке). Члены
Внепартийное общество художников
Основано в Петербурге (1912−17). Девиз
Вольное общество любителей словесности, науки и художеств
Осн.
«Гилея»
«Гилея» самая последовательная и активная
Название ведет свое происхождение от древнегреческого названия земель близ Херсона, в устье Днепра, где в те годы в имении Чернянка находился родительский дом В. и Д. Бурлюков. Члены «Гилей» братья Бурлюки, Е.Г.Гуро, В.В.Маяковский, В.В.Каменский, А.Е.Крученых, Б.КЛившиц, В.В.Хлебников. В 1913 группа вошла в «Союз молодежи» как литературная секция.
«Голубая роза»
Кратковременное художественное объединение, возникшее в Москве в 1907 на
базе одноименной выставки, организованной журналом «Золотое руно» в том же
году. Всего прошло две выставки «Г.р.» в 1907−08 гг. Общество объединяло
московских художников, связанных идеями символизма, общим декадентским
мироощущением 1900−х годов. В становлении стиля «Г.р.» большую роль сыграло
творчество
«Группа двадцати» («Les Vingt»)
Осн. в 1884 в Брюсселе несколько ранее, чем «Группа независимых». Цель
объединения художников популяризация нового, нешаблонного искусства,
организация выставок художников, вырвавшихся из академического плена,
концертов, лекций. В группу входили двадцать молодых художников либо уроженцев
Бельгии, либо живших в ней (Джеймс Энсор, Вилли Финч, Тео ван Риссельберг).
Имела устав. Художники группы не придерживались определенных доктрин и
преследовали одну цель организацию ежегодных выставок и выявление наиболее
значительных явлений современного искусства. Группа пользовалась популярностью
в среде «левых» художников. В выставках группы принимали участие Роден, Моне,
Ренуар, Редон, Монтичелли; вместе с группой выставлялись Ж.Сёра, П.Синьяк,
Группа «Крыло»
Основана группой московских художников, б. членов объединения «Бытие», во главе с А.С.Осмеркиным в 1927. В том же году влилась в ОМХ.
«Группа независимых» («Общество независимых художников»)
Объединение молодых французских художников. Возникло в Париже в 1884 г. в
знак протеста против решения жюри официального сезонного Салона этого года,
отвергнувшего картину Ж.Сёра «Купание в Аньере». Картина была написана по его
новой
Группа организовала ряд выставок художников новых направлений и прежде всего
неоимпрессионизма. Эти выставки стали центральным событием парижских
художественных сезонов сер.
В нач. 1890−х гг. группа начала обнаруживать признаки распада, несмотря на пополнение молодыми художниками (в «Салоне независимых» 1891 было выставлено в общей сложности 1250 работ). Осн. печатный орган журнал «La Revue independante» (1884).
Группа «Независимых»
Группа московских художников, осн. не ранее 1907. Определенной эстетической программы не имела. Была создана с конкретной практический практической целью организовывать худож. выставки, регулировать выставочную деятельность. В 1907−12 состоялось 6 выставок «Н.», в которых одновременно участвовало до 75 художников. В группу входили Н.С.Гончарова, И.М.Грабовский, А.И.Кравченко, К.С.Малевич, Н.П.Рябушинский, Н.А.Фердинандов и др.
Группа «проекционистов»
Группа студентов ВХУТЕМАСа и его выпускников, впервые заявила о себе в 1922,
организовав в стенах ВХУТЕМАСа «Проекционный театр». Одновременно молодые
художники участвовали в выставке в Музее живописной культуры в 1922. Работы
должны были экспонироваться в Берлине и Париже, но выставка открылась в 1923 в
Амстердаме. Как театр, так и художники, отражая все многообразие течений внутри
авангарда, находились в оппозиции супрематизму К.Малевича и конструктивизму
А.Родченко и В.Татлина. В связи с выставочными работами К.Редько опубликовал
«Декларацию электроорганизма» (1922), изложив основные принципы изобретенного
им направления, которые и декларировали все члены группы «проекционистов».
Деятельность группы отражала противостояние её членов программным установкам
тех художественных объединений, которые выступали за новую жизнь станковой
картины (в первую очередь ОСТ). Отражением этих противоречий стала «1−я
Дискуссионная выставка активного революционного искусства», открывшаяся в
Москве на Тверской улице в мае 1924. Было представлено творчество семи групп.
Самой большой по количеству экспонируемых произведений была группа «Метод
(проекционисты)». В неё входили С.Лучишкин, С.Никритин, М.Плаксин, К.Редько,
Н.Тряскин, А.Тышлер и др. Их работы демонстрировали полный отказ от станкового
искусства, авторы стремились передать живописными средствами сложные физические
явления, ставшие достоянием цивилизации в результате
Это был опыт абстрактного инженеризма, как возможного направления эволюции
авангарда. Согласно теории проекционизма художник лишь оформляет ощущения,
производит проекции произведения, на основе которых в школе либо лаборатории
создавать работы сможет любой человек. В 1922−23 К.Редько создает большую серию
картин и рисунков под общим названием «Электроорганизм», в котором выразил своё
восторженное отношение к достижениям
Оригинальность деятельности группы определялась исключительной новизной темы в «левом» искусстве.
В 1924 из группы выделились т.н. «конкретивисты» П.Вильяме, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов, Г.Миллер, А.Миролюбова, Л.Санина, А.Ган, О. и Г. Чичаговы, Н.Смирнов. В 1925 и «проекционисты» и «конкретивисты» вошли в ОСТ.
Группа «Синий всадник» (Мюнхен) Blauer Reiter
В 1911 в Мюнхене художники, близкие к экспрессионизму, по инициативе В.В.Кандинского и Франца Марка объединились в группу «Синий всадник». Членами её были А.Макке, Г.Мюнтер, П.Клее, Ф.Делоне и др., среди них русские художники А.Г.Явленский, М.В.Веревкина, братья В. и Д. Бурлюки.
В группе были сформированы позиции абстракционизма как нового направления в европейской и русской живописи. Группа издавала одноименный альманах, провела ряд выставок в Мюнхене и Берлине. Существовала до 1914. Некоторые члены группы позднее сотрудничали в Баухаузе (В.Кандинский, П.Клее).
Группа «Стиль» (Голландия) «Де Стейл» (голл. De Stijl)
Авангардистское объединение голландских архитекторов и художников. Оформилось в 1917 в Лейдене на основе одноименного журнала. Выдвигало теорию неопластицизма, которая сыграла значительную роль в развитии дизайна (отказ от изобразительности, обращение к чистой художественной форме). Представители «С.» создали в живописи т.н. геометрическую разновидность абстрактного искусства (П.Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Г.Ритвелд). В архитектурных разработках группа «С.» была близка Баухаузу, принципам функционализма.
Группа (движение) «Стиль» отразила тот перелом к беспредметности, который
стал решающим в 1910−х годах для европейской живописи. В группу входили
П.Мондриан, Р.Делоне, Купка, Рассел,
Группа Δ"(Треугольник)"
Художественная группа «левой» молодежи, организованная в 1908 в Петербурге
по инициативе Н.Кульбина, который на протяжении всего периода её существования
был идеологом и лидером группы. Группа характеризовалась как
В ноябре 1909 члены группы «Δ (Треугольник)» примкнули к объединению «Союз
молодежи», хотя и в дальнейшем продолжали самостоятельно проводить выставки.
Группа существовала до 1910. Впервые заявила о себе на выставке 1908 в
Петербурге «Современные течения в искусстве», представившей художников всех
направлений искусства этого периода: от «академистов» до «импрессионистов». В
1908 вышла первая книга Е.Гуро «Шарманка» с рисунками Н.Любавиной. Члены группы
" Д (Треугольник)" принимали участие в выставке «Импрессионисты» в Петербурге в
марте 1909, организованной Н.Кульбиным. В том же году Н.Кульбин организует в
Вильно выставку «Импрессионисты Д (Треугольник)», экспонировавшуюся также в
Петербурге.
Группе «Δ(Треугольник)» Н.Кульбин посвятил одноименную статью в каталоге «Международной художественной выставки», открывшейся во втором салоне В.Издебского в Одессе в декабре 1910−январе 1911.
Группа «Тринадцать»
Получила название по числу участников первой выставки в 1929 в Москве. Всего
организовала гри выставки (1929, 1930, 1931), из которых экспонировались первая
и третья. Всего членов группы было в общей сложности двадцать один человек.
Группа объединяла
Члены группы: О.Гильдебрандт, Д.Бурлюк, Д.Даран, А.Древин, Л.Зевин, С.Ижевский, сестры Кашины, Т.Лебедева, Т.Маврина, М.Недбайло, С.Расторгуев, Б.Рыбченков, А.Софронова, Ч.Стефанский, Н.Удальцова, Ю.Юркун, В.Юстицкий и др.
Деятельность группы была прекращена в 1931, её члены объявлены формалистами.
Группа «Фаланга» (Мюнхен)
Группа художников «левых ориентаций» – немцев, русских, швейцарцев. Возникла в Мюнхене в 1901. Членом группы был В.В.Кандинский. В творчестве ощутимо влияние символистических традиций Бёклина, Россети, Сегантини, югенстиля, заметен интерес к бессюжетной орнаментации форм, к «жесту» линии, символике цвета.
«Жар-цвет»
Общество московских художников. Объединяло живописцев. Возникло в 1923 с
целью продолжения традиций «Мира искусства». Поэтому работы членов
«Зорвед»
Объединение учеников М.В.Матюшина. Первая выставка, на которой группа
заявила о себе «Выставка картин петроградских художников всех
направлений.1919−1923Л состоявшаяся в залах АХ в Петрограде в сентябре 1923. На
выставке были представлены разные объединения УНВИС, Пролеткульт Зорвед и
др. В связи с выставкой в журнале Жизнь искусства N 20 (1923) были
опубликованы декларации П.Филонова, К.Малевича, П. Мансурова и М.Матюшина.
Статья последнего называлась Не искусство, а жизнь и составила манифест
группы Зорвед . Заявившая о себе в 1923 группа были фактически организована в
1919 году. Название составлено из слов зор (взор, зоркий) и вед (видение,
ведать). В объединение входили
Группа Матюшина наметила новый путь авангардной живописи 1920−х гг. Она
стремилась соединить синтез новых пространственных представлений с живыми
природными ощущениями Матюшин развивал идеи расширенного смотрения в
живописи, которые воплотились в работах (акварелях) его учеников. Школа
Матюшина ввела свою живописную систему Исследования показали, что два цвета
рождают третий. Матюшин назвал его
Деятельность группы 3. на базе ГИНХУК первый мировой опыт научного подхода к решению и изучению проблемы цвета. Живопись школы Матюшина открыла новую грань русского авангарда.
Изобригада
Художественное объединение, возникшее в 1932 в Москве по инициативе членов
группы
Кольцо
Художественная группа, возникшая в Киеве в кругу украинских и русских
художников, увлеченных новыми реформаторскими течениями в русской живописи.
Большую роль в организации группы сыграла ААЭкстер, которая благодаря своим
широким контактам на Западе способствовала распространению идей современного
искусства в России. Одноименная выставка Кольцо состоялась в маоте 1914 в
Киевском Политехническом институте. Были представлены работы
Выставка имела хорошую прессу в лице Н.Кульбина и А.Флореггера, характеризовавших выставку как новое слово в художественной жизни Киева и отметивших громадное значение этой выставки для Киева (журнал Музы, N 5, 1914:Киев, с.5−8).
Круг художников
Художественное объединение, сложилось в Ленинграде в 1925, организовано в
1926. Основано выпускниками ВХУТЕИНа 1925 года, учениками А.Е.Карева,
А.И.Савинова,
За несколько лет своего существования К.х. объединил более сорока членов.
Среди них: В.В.Пакулин (председатель), Л.Британишский, А.Ведерников, М.Вербов,
Л.Вольштейн, Т.Гернет, В.Денисов, Н.Емельянов, Е.Забровский, Д.Загоскин,
А.Зайцев, Г.Иванов, Б.Каплянский, В.Купцов, Т.Купервассер, Г.Лагздынь,
В.Малагис, Н.Могилевский, И.Орехов, П.Осолодков, А.Пахомов,
Выставки состоялись в 1927, 1928, 1929, 1930 (в Киеве). Выставки проходили также в рабочих и творческих клубах, дворцах культуры. В 1929 в К.х. произошел раскол и к 1930−32 объединение распалось. Часть художников ушла в АХР и Октябрь.
Кружок М.К.Тенишевой
Мария Клавдиевна Тенишева (1867−1928), урожденная Пятковская. Окончила
вокальную школу Маркези в Париже. Занималась в ЦУТР в Петербурге. В Париже
посещала популярную Академию Р.Жюльена, училась у Бенжамена Констана
ЛЕФ Левый фронт искусства
Магазин
Кубофутуристическая выставка Магазин организована В.Татлиным в Москве в марте 1916. На выставке были представлены работы И.Клюна, К.Малевича, Л.Поповой, Н.Удальцовои и А.Экстер, а также два контррельефа В.Татлина. Впервые в авангардной выставке принимает участие А.Родченко, представив фигуративные работы и абстрактные рисунки. Выставка получила название по месту организации в московском магазине.
МАИ Мастера аналитического искусства
Группа (объединение) учеников П.Н.Филонова. Осн в 1925 в Ленинграде. Устав
принят в 1927−32. В объединение входило до семидесяти художников, среди которых
были Т.Н.Глебова, Б.И.Гурвич, Н.Е.Евграфов, С.Л.Закликовская, П.Я.Зальцман,
Е.А.Кибрик, П.М.Кондратьев, Р.Левитан, А.Мордвинова, А.И.Порет, А.Сашин,
И.И.Суворов (скульптор),
МАИ заявили о себе на выставке в Ленинградском Доме Печати в 1927. Вторая заметная работа коллектива МАИ связана с графикой превосходного академического издания Калевалы в 1930. В 1927 группа оформила спектакль в Доме Печати по пьесе Н.В.Гоголя Ревизор. Объединение официально просуществовало до 1932.
Маковец
Художественное объединение, осн. в Москве в 1921. Первоначально называлось
Союз художников и поэтов Искусство жизнь. Союз выпустил два номера журнала
Маковец, название которого и перешло на само объединение. (Маковец название
холма, на котором была построена
Объединение организовало четыре выставки в Москве: в 1922, 1924 (две выставки), 1925. В 1925 часть художников М. организовало общество Путь живописи (1927−30), часть перешла в 4 искусства, ОМХ и другие общества.
Мастера Нового Востока
Творческое объединение, организованное художниками различных направлений в
Ташкенте в 1927. Среди
Мир искусства
Художественное объединение петербургских и московских художников. Организовано в 1898, официально оформлено в 1900. Инициаторами создания М.и. стали молодые художники студенческого кружка любителей искусства, в который входили А.Н.Бенуа, С.П.Дягилев, К.А.Сомов, Д.В.Философов, В.Ф.Нувель, Л.С.Розенберг (Бакст), Е.Е.Лансере. Как выставочный союз под эгидой журнала Мир искусства объединение просуществовало до 1904. Журнал издавался в 1899−1904 под редакцией С.П.Дягилева, которому и принадлежит декларация объединения, сформулированная в ряде его программных статей.
Членами М.и. с момента его образования были Ю.П.Анненков, Л.С.Бакст,
А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, A.M. и В.М. Васнецовы, М.А.Врубель, А.Я.Головин,
Б.Д.Григорьев, М.В.Добужинский, Д.Н.Кардовский, К.А.Коровин, Б.М.Кустодиев,
П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Е.Е.Лансере, М.Ф.Ларионов, И.И.Левитан,
А.В.Лентулов, Д.И.Митрохин, И.И.Машков,
Период 1898−1904 был наиболее плодотворным в дальнейшей судьбе объединения.
Было организовано шесть выставок в Петербурге и Москве, из них выставка 1899
международная. Последняя из них проходила уже на фоне активного размежевания
художественных сил. В 1901 из М.и. уходит ряд московских художников,
организующих Выставку 36−ти. В 1903 возникает СРХ и часть членов М.и.
входит в 1904 в СРХ, сохраняя
В 1910 деятельность его возобновляется под председательством Н.К.Рериха.
Состав общества пополнился молодыми художниками, представлявшими новые
творческие силы (Н.И.Альтман, А.Е.Карев, Л.М.Лисицкий, М.С.Сарьян, В.Е.Татлин,
В.Н.Чекрыгин, С.В.Чехонин, Л.П.Чупятов, В.И.Шухаев, Г.Б.Якулов и др.). В 1917
председателем становится И.Я.Билибин. В этом же году
Программа М.и. противостояла как академизму, так и демократическому реализму. Она базировалась, по признанию идеологов объединения, на известной гуманитарной утопии о спасении в мире искусства, гармонии и красоты. Идеалом мироискусников было чистое, свободное искусство, хотя они и признавали общественную роль художественного творчества.
Идейно и стилистически М.и. вырос
Творчеству ряда представителей М.и. был присущ неоклассицизм. Художники
М.и. создали особый лирический тип исторического пейзажа. Одним из самых
больших достижений авторов М.и. был урбанистический пейзаж. В объединении
уделялось большое внимание книжной и журнальной графике, декоративному
искусству, теоретическим вопросам и истории искусства. В среде М.и.
сформировалась наиболее профессиональная часть русского авангарда. Объединение
сыграло важнейшую роль в развитии русской художественной культуры рубежа
Мишень
Название выставки русских неопримитивистов, организованной М.Ф.Ларионовым и его единомышленниками в Москве. Выставка открылась 24 марта 1913 в выставочных залах МУЖВЗ.
Впервые вместе
Выставка сыграла большую роль в формировании русского авангарда. Недаром И.Зданевич назвал её решающей судьбы русского футуризма. Выставка стала высшим достижением русского неопримитивистского движения, возглавляемого М.Ф.Ларионовым.
МОЛХ Московское общество любителей художеств
Объединение художников и любителей художеств. Осн. в 1860. Пропагандировало
произведения искусства, помогало художникам, способствовало распространению
культуры и художественного образования в России. Выдавало премии,
организовывало конкурсы, выставки, диспуты. В 1895 провело первый в России
съезд художников и любителей художеств. Среди членов МОЛХ -
Московские живописцы
Общество художников, объединившее в 1924 бывших членов Бубнового валета и
молодых художников из общества Бытие. Пытались создать новый тип
социалистического искусства, пользуясь живописными приёмами русского
сезаннизма.
МТХ Московское товарищество художников
Выставочное объединение художников реалистического направления. Осн. в 1893.
Устав утвержден в 1896. В выставках МТХ принимали участие и молодые художники
разных направлений. Членами МТХ были живописцы, скульпторы, графики. Среди них
А.С.Голубкина, В.Н.Домогацкий, А.И.Кравченко, В.Н.Мешков, И.И.Нивинский,
П.Я.Павлинов, В.Д.Поленов, Ф.И.Рерберг и др. Экспоненты выставок МТХ
Новая ассоциация художников (или Новое мюнхенское художественное объединение) Neue Kiinstlervereinigung, Miinchen
В 1910 на основе Нового мюнхенского общества художников В.В.Кандинский
организует Новое мюнхенское художественное объединение или Новую ассоциацию
художников.
«Новая художественная мастерская»
Художественная школа, организованная в 1913−18 в Петербурге в 4−ой линии
Васильевского острова, д.23. Содержалась на средства княгини М.Д.Гагариной.
Была открыта в память её свекра, художника Г.Г.Гагарина, ученика и друга
К.П.Брюллова. Мастерская работала по принципу парижских «вольных академий»,
занятия были платными. Преподаватели приглашались как наставники и
консультанты. В мастерской преподавали: М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, О.Э.Браз,
Б.М.Кустодиев (до болезни), А.Н.Бенуа, с осени 1915 А.Е.Яковлев и В.И.Шухаев.
Занимались Милашевский В.А., Попов Б., Домрачев М., Пилецкий Г. (1915−16),
Теляковский В., Гринберг В. (с 1917),
Новое мюнхенское общество художников
Объединение русских и немецких художников новых течений в живописи, возникшее в Мюнхене в 1909 во главе с В.В.Кандинским. В его составе: В.Издебский, Г.Мюнтер, А.Явленский и др. В 1910 реорганизовано в Новое мюнхенское художественное объединение.
НОЖ Новое общество живописцев
Осн. в 1921 в Москве выпускниками ВХУТЕМАСа (С.Я.Адливанкин, А.М.Глускин,
А.М.Нюренберг, М.С.Перуцкий, Н.Н.Попов, Г.Г.Ряжский).
Новое общество художников
Объединение выпускников АХ, возникшее в Петербурге в 1903 г. по инициативе
супругов Д.Н.Кардовского
ОБМОХУ объединение молодых художников
Общество выставок художественных произведений
Объединение художников академического направления, возникшее
Общество «Московский салон»
Объединение, осн. в 1910 группой выпускников МУЖВЗ во главе с И.И.Захаровым и В.А.Яковлевым. Декларировало «терпимость всех верований в искусстве». В 1911−20 провело 9 выставок. В общество входили: Л.М.Браиловский, Н.С.Гончарова, А.В.Грищенко, М;Ф.Ларионов, Н.П.Рябушинский, В.Ф.Франкетти и др.
Общество русских акварелистов (до 1887 Кружок русских акварелистов)
Осн. в 1880 в Петербурге. Устав утвержден в 1887. Идейный организатор
Общество художников им. А.И.Куинджи (Санкт-Петербург)
Общество имени А.И.Куинджи осн. в 1909 в Петербурге на средства и по
инициативе А.И.Куинджи. Ставило задачей сохранение и развитие реалистических
традиций русского искусства.
Общество художников исторической живописи
Основано
Община художников
Объединение, основано в Петербурге на базе Нового союза передвижных
выставок (1908−10). Входили петербургские художники различных направлений.
Цель объединения поддержка художников, сбыт картин, кулы
Объединение Бытие
Основано в Москве в 1921 группой выпускников ВХУТЕМАСа. В 1924−26
пополнилось б. членами объединений НОЖ и Московские живописцы. Большинство
Объединение левых художников (Левое объединение)
Одна из федераций Профессионального союза
Объединение новейших течений
Кратковременное объединение петроградских художников, возникло в 1921. Организовано из членов б. Союза молодежи во главе с В.Е.Татлиным. Членами объединения были В.В.Лебедев, Н.Лапшин и др. Это была попытка объединить левых художников Петрограда. В 1922 в Музее живописной культуры в Петрограде была открыта выставка объединения. В 1923 центральная группа Объединение новейших течений участвует в Выставке картин художников Петрограда всех направлений за пятилетний период деятельности 1918−1923. После 1923 сведений об Объединении нет.
Октябрь
Объединение новых видов художественного труда Октябрь художественное
объединение. Возникло в 1928 в Москве. Включало художников, архитекторов,
искусствоведов, деятелей кино и фотоискусства. Члены О. братья Веснины,
А.А.Дейнека, М.Я.Гинзбург, Г.Г.Клуцис, Л.М.Лисицкий, И.Л.Маца, А.И.Михайлов,
Д.С.Моор, П.И.Новицкий, С.Б.Телингатер,
ОМАХРР-ОМАХР
Объединение молодежи Ассоциации художников революционной России. С 1928 Объединение молодежи Ассоциации художников революции.
Объединение молодых художников, сторонников АХРР. Осн. в Ленинграде в 1925
по инициативе учащихся АХ, к которым присоединились студенты московского
ВХУТЕМАСа. Юридически существовало при АХРР, но имело самостоятельный устав и
структуру. ОМАХРР имело двадцать шесть (с 1928 семнадцать) филиалов в городах
РСФСР и других республиках. Имело секции по видам изобразительного
Значительная часть членов ОМАХРР в 1928−29 перешла в АХР. Ряд членов ОМАХР составили руководящее ядро РАПХ (Т.Г.Гапоненко, Ф.Д.Коннов, А.П.Северденко, Я.И.Цирельсон и др.).
ОМХ Общество московских художников
Осн. в 1928. В ОМХ вошли б. члены объединения Московские живописцы,
Маковец, Бытие. Члены ОМХ С.В.Герасимов, И.Э.Грабарь, А.Д.Древин,
А.В.Куприн,
ОПХ Общество поощрения художеств
(До 1875 Общество поощрения художников). Осн. в 1821 в Петербурге группой
ОРС Общество русских скульпторов
Осн. в 1926 в Москве, тогда же утвержден Устав. Объединяло скульпторов
различных направлений, входивших ранее
Общество ставило задачу консолидации скульпторов, развития советской скульптуры, осуществления государственной программы монументальной пропаганды. Организовало четыре выставки (1926, 1927, 1929, 1931).
ОСА Объединение (общество) современных архитекторов
Создано в 1926 в Москве. Ядро ОСА составили архитектурная группа ЛЕФа (А.А. и В.А.Веснины, М.О.Барщ, А.К.Буров, И.Н.Соболев), М.Я.Гинзбург, В.Н.Владимиров, Г.Г.Вегман, а также ленинградская архитектурная группа во главе с А.С.Никольским. Позже вошли Г.М.Орлов, И.А.Голосов, И.И.Леонидов, И.Л.Маца, А.С.Фисенко, И.С.Николаев и др.
Общество пропагандировало идеи конструктивизма и функционализма, рациональность и функциональную обоснованность архитектурных композиций, использование новейших конструкций и материалов, принципы типизации и индустриализации строительства. Издавало журнал Современная архитектура (1926−30). В 1931 вошло во Всесоюзное архитектурное научное общество (ВАНО) как Сектор архитекторов социалистического строительства.
ОСТ Общество художников-станковистов
Осн. в 1925 в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Д.П.Штеренбергом. В состав ОСТ вошли главным образом ученики его и В.А.Фаворского. Устав зарегистрирован в 1929.
Художники ОСТ заявляли о жизненности станковой картины, легсали программную
установку на законченность картины. Все это нашло отражение в названии
объединения. ОСТ противостоял АХРР. В основе деятельности обеих группировок
лежали различные художественные традиции. Сильнейшей стороной ОСТ была
своеобразная
Среди членов ОСТ Д.П.Штеренберг (председатель), Ю.П.Анненков, А.Барщ, Г.С.Берендгоф, Л.Я.Вайнер, В.Васильев, П.В.Вильяме, К.А.Вялов, А.Д.Гончаров, А.А.Дейнека, М.Доброковский, Н.Ф.Денисовский, И.В.Ивановский, А.Н.Козлов, И.В.Клюн, И.Кудряшев, Н.Н.Купреянов, А.А.Лабас, С.А.Лучишкин, В.Люшин, Ю.А.Меркулов, Е.К.Мельникова, Ю.И.Пименов, А.Я.Тышлер, Н.Шифрин, В.В.Эллонен и др. ОСТ объединяло более тридцати художников.
Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой и
монументальной живописи, книжной графики, плаката,
Ослиный хвост
Группа молодых московских художников, отделившаяся от Бубнового валета в 1912 и организовавшая в этом году в Москве и Петербурге две одноименные выставки (одну совместно с Союзом молодежи). Причиной выхода были творческие разногласия с бубнововалетцами, уделявшими слишком большое внимание новейшей западноевропейской и особенно французской живописи, пренебрежение русским живописным методом. Группа отвергла западничество Б.в., провозгласила свободу формотворчества, ориентированного на примитивизм, русскую икону, лубок, ценности восточного искусства. Участники выставок и члены О.х. В.С.Барт, Т.Н.Богомазов, Н.С.Гончарова, М.В. Ле Дантю, К.М.Зданевич, И.Ф.Ларионов, М.Ф.Ларионов, К.С.Малевич, А.Моргунов, Е.Я.Сагайдачный, В.Степанова, В.Е.Татлин, А.В.Фонвизин, М.З.Шагал и др.
В 1913 группа организовала в Москве выставку Мишень, на которой
декларировалось создание нового стиля лучизма, где приемы кубизма и
футуризма были переработаны
ОХР Объединение художников-реалистов
Осн. в 1927 в Москве бывшими членами СРХ и ТПХВ, вышедшими из АХРР. Ставило
задачу сохранения реалистического художественного мастерства, традиций русского
реалистического искусства. Члены объединения М.Х.Аладжалов, В.Н.Бакшеев,
Пролеткульт Пролетарская культура
Массовая
В студиях и кружках П. многие художники, не считаясь с принципами руководства, вели профессиональную подготовку, учили основам профессионального мастерства (П.В.Кузнецов, С.Т.Коненков, В.Д.Фалилеев и др.). Студии участвовали в оформлении многих празднеств, агитпоездов, занимались оформительской работой. К концу 1920−х годов движение П. утратило массовый характер. В 1932 П. был ликвидирован. Функции методического руководства художественной самодеятельностью перешли к Центральному Дому самодеятельного искусства (осн. в 1932); в 1936 реорганизован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К.Крупской. С 1958 по 1992 Центральный Дом народного творчества им. Н.К.Крупской.
«Путь живописи»
Творческое объединение. Сложилось в Москве в 1926. В состав входили ученики
Л.Ф.Жегина, Н.М.Чернышова и М.С.Родионова. Инициатор и учредитель Л.Ф.Жегин.
Членами объединения были: Т.Б.Александрова, П.П.Бабичев, С.С.Гриб, В.И.Губин,
Л.Ф.Жегин, В.В.Корожеев, Г.В.Костюхин, В.Е.Пестель, Г.В.Сашенков,
И.Г.Николаевцев, В.А.Дмитриев. Часть ранее были членами объединения «Маковец»
(во главе с Л.Ф.Жегиным), остальные его учениками по классу живописи и рисунка
в Московской
Эстетическая платформа группы была изложена в декларации, почти целиком написанной Л.Ф.Жегиным и опубликованной в каталоге к парижской выставке объединения в 1928 г. Она декларировала преемственность традиций большой классики, «незыблемые ценности» искусства, следование великим мастерам прошлого. Первая выставка состоялась в Москве на частной квартире на Арбате в 1927 г. (Серебряный пер., д.6). Вторая повторена в Париже в 1928 г. Кроме членов объединения, на выставке были представлены работы В.Н.Чекрыгина. После парижской выставки в объединение вошел Ю.В.Сашенков. Следующая выставка прошла в Москве, в Доме ученых, в 1930 г. Реалистическая программа группы современно прозвучала и на мемориальной выставке в Доме художников (Москва) в 1974, где были представлены работы её участников. Распалась в 1931.
РАПХ Российская ассоциация пролетарских художников
Создана в 1931 в Москве на базе АХР, ОМАХР и Общества
РОСТ
Общество художников РОСТ. Основано в Москве в 1928 г. Инициаторами и
членами
Салон Золотого Руна
Выставочная группа художников при журнале Золотое Руно в Москве,
организаторов выставок под эгидой журнала. Журнал Золотое Руно издавался
Н.П.Рябушинским в 1906−09, он же был и его редактором. Журнал был центром
русского символизма. На Выставках картин Золотого Руна русский зритель
знакомился с новейшими направлениями в русском и западноевропейском искусстве
конца Х1Х−начала XX вв. Первые две выставки прошли в мае
В декабре 1910 состоялась третья Выставка картин Золотого Руна. В ней
участвовали только русские художники Н.Гончарова, П.Кончаловский, П.Кузнецов,
И.Ларионов, И.Машков, Р.Фальк и др. Весной 1911 выставочная группа
Салон национального общества изящных искусств в Париже
Во Франции салонами назывались периодические художественные выставки, имевшие официальный характер. Выставки устраивались в Лувре с 1699, в Большой Галерее, а в 1737−1848 в т.н. Квадратном салоне, откуда и название выставок. В 1881 создано Общество французских художников, из которого в 1889 вышла группа художников во главе с Мейсонье и Пюви де Шаванном, организовавших Национальное общество изящных искусств. Общество устраивало ежегодные выставки во дворце Гран Пале на Елисейских полях. Объединяло художников неоромантического, неоклассицистического направления.
Салон независимых (Париж)
Общество французских художников, признававших за художником право свободного экспонирования без вмешательства жюри. Возникло в 1884 в Париже в знак протеста против цензуры официального жюри Общества французских художников. Устраивало ежегодные весенние выставки в Париже для художников всех художественных направлений в искусстве, но преимущественно левых. Впоследствии выставки с.н. стали сезонными.
(С 1914 Петроградское общество художников). Осн. в 1891. Объединяло
художников академического направления. С 1891 устраивало ежегодные выставки, в
том числе со свободным входом. В выставках
Синяя четверка (Blaue Vier)
Группа, созданная в Мюнхене в 1925 В.Кандинским. В составе группы Л.Файнингер, А.Явленский, П.Клее. Тогда же организована одноименная выставка.
«Современное искусство»
Художественное предприятие прикладного и выставочного характера, возникшее в
Петербурге 18 января 1903 по инициативе «мирискусников» и деятельном участии
И.Э.Грабаря. Главная задача «С. и.» создание высокохудожественных образцов
прикладного искусства и организация коллективных выставок с целью пропаганды на
периферии. Худож. центр открылся на Морской улице в Петербурге при участии
А.Н.Бенуа, Л.С.Бакста, К.А.Коровина, Е.Е.Лансере, А.Я.Головина и др.
Финансировался петербургскими меценатами С.А.Щербатовым и В.В. фон Мекком.
Практически «С. и.» представляло собой
Союз Подсолнечник
Группа одаренной творческой молодежи Казани, осн. в 1918. В 1920−23 выпустила альманах Всадник с серией необычайно зрелых авангардных гравюрных листов в оригинальном стиле (4 альбома). Художники группы использовали в своих работах идеи ведущих футуристов Москвы и Петрограда. Членами П. были И.Плещинский, Н.Чеботарёв и др.
Союз молодежи
Осн. в 1910 в Петербурге как своего рода противостояние Миру искусства.
Тогда же принят Устав. Председатель Л.И.Жевержеев, коллекционер и меценат.
См. организовал шесть выставок, где экспонировали свои произведения почти
все крупные мастера русского авангарда (1910 Петербург, Рига; три выставки
1911−12 в Петербурге,
Союз молодежи объединял более 30−ти членов. Среди них: Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, А.П.Архипенко, братья В. и Д. Бурлюки, Л.А.Бруни, В.Д.Бубнова, Н.Гончарова,А.В.Грищенко, И.В.Клюн, Н.В.Лермонтова, К.С.Малевич, М.П.Матвей, М.В.Матюшин, В.В.Маяковский, А.А.Митурич, А.А.Моргунов, Л.С.Попова, И.А.Пуни, О.В.Розанова, В.Е.Татлин, Н.А.Тырса, Н.А.Удальцова, П.Н.Филонов, М.З.Шагал, А.А.Экстер и др.
Союз молодежи существовал до 1917.
СРХ Союз русских художников
Возник в 1903 по инициативе группы б. членов ТПХВ и Мира искусства, в 1901−02 объединившихся на Выставке 36 художников.
В Союз входили московские и петербургские живописцы А.Е.Архипов, А.Н.Бенуа, A.M. и В.М. Васнецовы, С.А.Виноградов, М.В.Добужинский, С.Ю.Жуковский, С.В.Иванов, К.А.Коровин, Н.П.Крымов, С.В.Малютин, Л.О.Пастернак, П.П.Петровичев, А.А.Рылов, К.А.Сомов, А.С.Степанов, Л.В.Туржанский, К.Ф.Юон и др.
Программа СРХ характеризуется демократической направленностью, интересом к русской природе, самобытности народной жизни. Традиции передвижничества сочетались с принципами пленэрной живописи, в работах художников ощущалось тяготение к импрессионизму, декоративности живописной манеры. Московские члены СРХ более последовательно придерживались идейных основ ТПХВ.
СРХ организовал восемнадцать выставок в Москве, Петрограде, Киеве, Казани. Творческие разногласия, усилившиеся к 1910, привели к расколу Союза. В 1910 из него вышли петербургские художники. СРХ существовал до 1923. Его б. члены вошли в АХРР и ОХР.
Студия В башне
Первая в России свободная коллективная мастерская, носившая характер художественной группировки. Встречается название На башне. Создана в 1911 в Петербурге по инициативе М.Ларионова и объединяла, в основном, его группу по Бубновому валету. В студии работали К.Зданевич, В.Барт, Н.Гончарова, Л.Попова, Н.Удальцова. Члены студии в 1912 впервые были представлены под названием Ослиный хвост на третьей выставке Союза молодежи.
Супремус
Общество
Товарищество независимых художников
Объединение молодых украинских художников левого направления, которые вышли
из Товарищества
ТПХВ Товарищество передвижных художественных выставок
Крупнейшее в русской культуре XIX в. творческое объединение художников
реалистического направления, демократов, осн. в 1870 в Петербурге по инициативе
И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова. Ставило задачу
Деятельность ТПХВ оказала огромное воздействие на активизацию
демократических процессов в русском обществе, на культурную жизнь России,
содействовала сложению национальных художественных школ. Товарищество было
центром лучших русских передовых художественных сил, явилось важным этапом в
развитии русской культуры. Для своего времени
В 1890−х годах среди членов ТПХВ возникли разногласия. Новые художественные
искания рубежного периода вызывали к жизни многочисленные
Трамвай В
Название первой футуристической выставки в Петрограде
ТЮРХ Товарищество
Профессиональное художественное объединение, осн. в Одессе в 1890.
Первоначальное название Товарищество периодических выставок
Товарищество сыграло важную роль в сложении украинской национальной реалистической школы живописи. В 1893 Товарищество было реорганизовано, был принят и утвержден (1894) новый устав. ТЮРХ организовывало почти ежегодно традиционные выставки, в которых выставлялись художники Одессы, Киева, Москвы, Петербурга и др., устраивало сезонные выставки, благотворительные, современной зарубежной живописи. Поддерживало тесные связи с художниками всех областей Украины, с передвижниками.
ТЮРХ принимало активное участие в выставках художественных объединений и
групп Харькова, Москвы, Киева, Ростова, Николаева, в Нижегородской
Всероссийской выставке 1896, Выставке 36−ти художников в Москве (1902), во
Всемирной выставке в Париже (1900, К.К.Костанди и Б.Эдуарде были награждены
медалями) и др. выставках. Участвовало в подготовке Первого Всероссийского
съезда русских художников и любителей искусства (1894, Москва). Организовало в
1891, 1892, 1894−95, 1910 передвижные выставки по городам Украины, а также в
Москве. Товарищество способствовало открытию в Одессе Музея изящных искусств,
созданию
В 1919 начался распад ТЮРХ, связанный с эмиграцией её творческого ядра.
Уехали за границу Н.Кузнецов, Б.Эдуарде, П.Нилус,
УНОВИС объединение учеников К.С.Малевича Утвердители нового искусства
Образовано 14 февраля 1920 в Витебске при Витебском
Собственные издания:
Цех живописцев Общество художников
Осн. в 1926 в Москве по инициативе А.В.Шевченко и его учеников. Созданию Ц.ж. предшествовала выставка Цветодинамос и тектонический примитивизм (1919), участники которой в 1923 объединились в Общество станковых художников, преобразованное в Цех живописцев. Устав утвержден в 1928.
Общество не имело творческого лица и ясно выраженных творческих принципов.
Задача
Члены И.О.Ахремчик, Р.Н.Барто, В.А.Голополосов, В.В.Каптеров, В.В.Почиталов и др.
Четыре искусства Общество художников
Осн. в 1925 в Москве. Объединяло художников разных поколений и творческих пристрастий, начиная от мастеров Голубой розы и Мира искусства и кончая представителями левых течений.
Основу программы составляло высокое профессиональное мастерство, направленное на достижение выразительной художественной формы, художественного качества. Исходили прежде всего из достижений французской школы, как наиболее полно и всесторонне развивающей основные свойства искусства живописи. Декларативный лозунг художественный реализм.
Устав утвержден в 1928,
Членами