Мир искусства

Минобороны разработало новую систему маркировки музейных экспонатов

В Эрмитаже представили новую технологию маркировки музейных экспонатов. Полусекретная разработка, созданная совместно со специалистами Минобороны России, может представлять интерес не только для музейщиков, но и для самих военных, а также полиции и таможенников.

- И картины, и оружие надо метить, потому что и то, и другое может попадать не в те руки, - говорит директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

 

Сфальшивила?

В Петербурге разразился крупнейший за последнее время криминальный скандал, касающийся искусства. Сотрудники регионального управления СК РФ арестовали искусствоведа, консультанта по живописи многих аукционных домов Европы, бывшего куратора отдела живописи ХХ века Русского музея Елену Баснер. Это произошло вечером 31 января, сразу после того, как она приехала в родной город из Хельсинки.

2 февраля Следственный комитет по Санкт-Петербургу официально подтвердил, что Елена Баснер "подозревается в том, что летом 2009 года высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины художника Бориса Григорьева "В ресторане", которая впоследствии была продана за 250 тысяч долларов США".

 

От кракелюра не уйдешь!

Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи: «Все тайное становится явным».

На Крымском валу проходит юбилейная выставка Константина Коровина. Один из самых успешных за последние годы проектов Третьяковскойгалереи посетили десятки тысяч человек. Для большинства зрителей такой вопрос, как датировка картин, – незначительная формальность. Однако за каждой уточненной подписью стоит кропотливая работа специалистов. Иногда изменение даты становится настоящей сенсацией экспертного и музейного сообщества. О том, как проводились исследования произведений Константина Коровина, рассказала корреспонденту VTBRussia.ru заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

 

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ РОССИКА: КОЛЛЕКЦИЯ КАРТ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

С 11 сентября по 20 октября Русское географическое общество и Всероссийский Музей Декоративно-прикладного и народного искусства представляют выставку «Картографическая РОССИКА: коллекция карт Русского географического общества». Более 70 уникальных карт XVI – XIX веков из частной коллекции Алишера Усманова, члена Попечительского Совета Общества, переданной в дар Обществу, впервые будут показаны широкой публике.

 

Музей как морг и магазин

 

Пригород Петербурга до и после Великой Отечественной войныВо время Великой Отечественной мишенью для нацистов была культура

"С войной покончили мы счеты", - эта строка из советской песни и 68 лет спустя после Победы отнюдь не является аксиомой. Счет продолжается: горький список российских утрат, в частности в сфере культуры, не закрыт, увы, до сих пор.

Исчезновение многовекового национального духовного достояния нации равносильно потере генетической памяти. Возведенный в ранг государственной задачи грабеж художественных и исторических ценностей с оккупированных территорий осуществлялся несколькими специально созданными структурами Третьего рейха. Развязав войну против нашей страны, нацисты стремились не только "освоить восточное пространство", но и лишить народы СССР этой генетической памяти, а значит, будущего.

 

В Таможенном союзе увеличили время для беспошлинного ввоза культурных ценностей

Мона Лиза получила новый срокКартины, предметы старины, антиквариат без пошлин и налогов можно будет ввозить в страны Таможенного союза на пять лет.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана - приняла решение о продлении с одного года до пяти лет срока временного беспошлинного ввоза культурных ценностей в страны ТС.

Данный режим будет применяться к любым культурным ценностям старше 100 лет и подразумевает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в течение установленного времени, если ввозимые предметы остаются в собственности иностранного лица.

 

Олимпийское «золото» может стать выгодным вложением

Золото побед и инвестицийТекущая рыночная стоимость каждой из золотых медалей, вручавшихся победителям отгремевшей лондонской Олимпиады, составляет 637 долл. Однако, как показывает опыт, со временем их цена может вырасти до десятков и даже сотен тысяч долларов. Соответственно, олимпийское «золото» может стать выгодной инвестицией для профессиональных коллекционеров.

 

Картина Эдварда Мунка "Крик" продана за 119,9 миллионов долларов

Крик Эдварда МункаКартина "Крик" норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка, один из самых узнаваемых холстов в мире, продана в среду 2 мая 2012г. на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за 119 миллионов 992,5 тысячи долларов.

"Теперь это абсолютный мировой рекорд на произведение искусства", - объявил под аплодисменты зала Тобиас Мейер, ведущий торги. Имя нового обладателя шедевра экспрессионизма пока не известно.

Устроители торгов не называли предпродажной стоимости холста Мунка, однако не скрывали надежду, что цена этого лота превысит 100 миллионов долларов. Ценовой рубеж в 100 миллионов долларов в нынешнем тысячелетии на пике роста арт-рынка преодолели лишь два холста кисти Пабло Пикассо и скульптура работы Альберто Джакометти.

 

Вместе с «Криком» Мунка с молотка уйдут две картины Хаима Сутина

Фрагмент картины Хаима Сутина Посыльный из 'Максима'В Нью-Йорке на торгах импрессионистами и модернистами Sotheby's, которые пройдут 2 мая, будут выставлены две картины выходца из России Хаима Сутина, в начале XX века жившего в Париже и принадлежавшего к «Парижской школе».

На сайте аукционного дома сообщается, что с молотка уйдет портрет работы Сутина Le chausseur de chez Maxim's ("Посыльный из 'Максима'), который оценивается в 10–15 миллионов долларов. Эта картина считается одной из ключевых в его творчестве, а потому оценивается наравне с самыми дорогими произведениями Сутина, например с «Портретом мужчины в красном шарфе». Это полотно в феврале 2007 года было продано за 17,2 миллиона долларов.

 

Создатели старинных скрипок уступают современным мастерам

Знаменитый музыкант Юрий Башмет играет на СтрадивариВ Париже провели уникальный эксперимент, где сравнили скрипки старинных и современных мастеров. Вряд ли кто-то не слышал имена знаменитых итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери. Сегодня их скрипки стоят миллионы долларов, на них стремятся играть все выдающиеся музыканты. Причем у каждой скрипки свой особый "голос". И конечно, ученые уже давно пытаются разгадать секрет этого изумительного звука. Рассуждают об особенностях формы скрипок, об уникальной древесине, о пропитке против жуков-древоточцев, о невероятной рецептуре лака, которому посвящены сотни статей.

Казалось бы, все уже изучено вдоль и поперек, проведено множество экспериментов, но окончательный вывод так и не сделан. Кстати, еще при жизни Антонио Страдивари говорили, что он продал душу дьяволу, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - это обломки Ноева ковчега.

 

Фарфор XVIII века бьет рекорды на аукционах

Пара ваз 1835-1836 годов. Они были подарены Николаем I австрийскому послу при русском дворе графу Карлу Людвигу фон ФикельмонуСтоимость изделий из фарфора на аукционах может сравниться с ценами на живопись — это подтверждают рекорды прошлых лет и эстимейты топ-лотов предстоящих торгов.

Прозрачность тонкого черепка, оттеняющая многокрасочную роспись, пластичность, позволяющая создавать любые скульптурные формы, — эти качества фарфора всегда привлекали коллекционеров. А хрупкость материала и легкость утраты только увеличивали его ценность.

Своими свойствами, отличающими его от обычной керамики, фарфор обязан каолину — белой глине, огромные залежи которой находились на территории Китая. Первые печи для обжига и еще несовершенные изделия из каолина относятся к VII веку до н. э. А к VII веку н. э. китайские мастера научились изготавливать вещи, которые и стали предметом страстного собирательства.

 

Создана точная копия скрипки Страдивари

Скрипка Антонио СтрадивариС помощью компьютерной томографии и высокоточных современных технологий производства группе экспертов удалось создать точную копию скрипки 1704 года, сделанной руками великого итальянского скрипичного мастера Антонио Страдивари. Отчет о работе вместе с трехмерными изображениями созданного инструмента был представлен на ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки.

«Компьютерная томография — это уникальный метод изучения исторических объектов, не требующий отбора пробы или нарушения структуры поверхности. На основе трехмерных томографических изображений с помощью техники, оснащенной точным программным управлением, можно создавать „репродукции“ потрясающего качества», — заявил Стивен Сирр, радиолог фирмы FirstLight Medical Systems из Миннесоты, слова которого приводит пресс-служба общества.

 

Ученые не могут оценить стоимость украденной коллекции времен Александра Македонского

Бесценная монетаПервые 503 золотые монеты и золотая статуэтка из украденной в Ливии бесценной коллекции попали в руки полиции. Их пытался вывести в соседний Египет некий фермер. Груз был перехвачен, но самому контрабандисту удалось скрыться.

Напомним, что мировой сенсацией стала кража из сейфов Национального коммерческого банка в Бенгази уникальной коллекции античных монет эпохи эллинизма. Ее уже назвали "кражей века". Пропала она еще полгода назад, в самый разгар боев между войсками Каддафи и оппозицией. Но представители переходного правительства не сообщали о пропаже. Скорее всего, опасались, что это нанесет удар их международному имиджу.

 

Вновь побит рекорд самой дорогой фотографии

Андреас Гурски, Rhein IIФотография называется «Rhein II» и была сделана фотографом Андреасом Гурски. Он продал ее 8 ноября вечером за 4,3 миллиона долларов на аукционе Кристи, побив тем самым предыдущий рекорд, установленный Синди Шерман с фотографией «Без названия № 96», который была реализована по цене $3890000 в мае этого года.

Аукцион под названием «Импрессионизм и современное искусство» планировал выручить за фотографию «Rhein II» от $ 2,5 млн и $ 3,5 миллиона, однако конечная сумма оказалась в полтора раза выше прогнозируемой.

 

Италия и Франция не могут поделить "Мону Лизу"

Мона Лиза, она же Джоконда (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), полное название — Портрет госпожи Лизы дель ДжокондоИталия включилась в настоящую "войну" с французским Лувром за право проведения у себя временной экспозиции "Моны Лизы" кисти великого Леонардо да Винчи.

"Французы, - комментирует президент итальянского неправительственного комитета по охране предметов истории, культуры и окружающей среды Сильвано Винчети, - сами спровоцировали этот конфликт, отказав Италии в возможности проведения в 2013 году 20-дневной экспозиции "Моны Лизы".

"В 2013 году исполняется ровно сто лет с момента обнаружения "Джоконды" во Флоренции после кражи портрета из французского Лувра. Сама кража также произошла ровно сто лет назад, в 1911 году", - говорит президент комитета.

 

О сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации.

Исторический музей РоссииВ целях определения состояния Музейного фонда Российской Федерации и музеев в Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 8 августа 2006 года в 2007-2009 годы проведена комплексная проверка сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах российских музеев.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2006 года для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений была образована Комиссия по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки.

 

Плащаница подписана Джотто

В последний раз верующие смогли увидеть Туринскую плащаницу в прошлом годуРезультаты последнего исследования 57-летнего художника и реставратора из города Тревизо Лучиано Бузо вновь спровоцировали полемику вокруг одной из наиболее эмоционально обсуждаемых христианских реликвий - Туринской плащаницы.

По преданию, именно в этот покров было завернуто тело Христа после того, как Его сняли с креста на Голгофе. Бузо с уверенностью утверждает, что Туринская плащаница, в настоящий момент хранящаяся в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, была на самом деле воссоздана великим итальянским художником Средневековья Джотто. Таким образом, плащаница имеет скорее художественную, чем религиозную ценность.

 

Баррель Репина

Илья Репин, Парижское кафе. Масло, холст, 1875$7.5 млн — такова стоимость картины Ильи Репина «Парижское кафе», установившей новый ценовой рекорд на «русских торгах» Christie's.

 Для сравнения: предыдущий рекордсмен аукционного дома — "Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии" работы Святослава Рериха — был продан два года назад за 3 миллиона.

Успех «Парижского кафе» может стать сигналом к окончательному выздоровлению художественного рынка: учитывая, что покупатели российских полотен, традиционно предпочитающие оставаться неизвестными, чаще всего оказываются нашими соотечественниками, спрос на произведения растет соразмерно ценам на нефть.

 

Не мазня, а подделка высокого класса

Иван Шишкин, лесной пейзаж с ручьем. Холст, масло, 1863На недавней научной конференции в Третьяковской галерее, посвященной вопросам экспертизы и атрибуции, сенсацией стало выступление Владимира Петрова – научного сотрудника ГТГ, крупнейшего специалиста по русской живописи XIX века. Его доклад был посвящен той категории подделок, из-за которых случился скандал в реставрационном центре Грабаря.

"В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки",– сказал он. Отбор западных произведений проводит, по выражению Владимира Петрова, "глаз цивилизованный", т. е. это люди с прекрасной профессиональной подготовкой. "Отобраны западные работы замечательно, я сам нарвался на это явление",– признался ведущий эксперт. Это неверно, сказал он, что "исходный" материал – работы слабых и посредственных художников. Это известные в своей стране мастера, с высочайшим уровнем письма.

 

Фальшивую картину Шишкина коллекционер хранил как зеницу ока

Иван Шишкин, Лесной пейзажНовое продолжение получило на днях громкое дело знаменитого арт-мошенника Игоря Преобораженского и его супруги Татьяны, которым на рубеже веков удалось организовать одну из крупнейших афер на рынке российского антиквариата.

Ранее в новостях уже писалось о том, что парочке удалось продать около 100 поддельных картин, якобы принадлежавших кисти известных мастеров русской художественной школы. Уже после ареста мошенников в Москве и Северной столице разгорелись десятки скандалов вокруг фальшивых раритетов. В центре очередной криминальной истории оказался известный в Белокаменной коллекционер - Александр Николаев.

 

Атрибуция с пристрастием

Государственная Третьяковская галереяКартина без провенанса (истории ее появления и перемещения из рук в руки) и атрибуции может стоить, например, $300. Но, если экспертиза признает ее творением известного мастера, цена может увеличиться на несколько порядков. Фактически весь рынок держится на мнениях экспертов. Что дает владельцам фальшаков неограниченные возможности в получении добавочной стоимости.

Собственно, никто из участников рынка и не скрывает, что проблема с выдачей положительных заключений на картины, подлинность которых вызывает сомнения, существует. Недавно в газете "Совершенно секретно" была опубликована статья "Как мы теряем национальное достояние". Герой публикации, тогда еще сотрудник отдела экспертизы Государственной Третьяковской галереи Мильда Виктурина сообщала, что некоторые работники галереи за определенную плату готовы написать положительное заключение на "сомнительную" картину.

 

Торговец лондонскими достопримечательностями

Колонне Нельсона уже который год не дают покоя — то продают, то покоряютЭта история сильно напоминает приключения благородных жуликов Джефа Питерса и Энди Таккера с той лишь разницей, что английский актер Фергюсон (Furguson) был реальным человеком.

Так вот, в 1925 году бывший актер Фергюсон подошел к американскому туристу, который с завистливым восхищением глазел на колонну, поставленную на лондонской Трафальгарской площади в честь одноименной победы адмирала Нельсона. Американец явно прикидывал, как эта колонна выглядела бы на главной улице его родного городка в штате Айова.

Фергюсон по секрету сообщил американцу, что колонну (как, впрочем, и несколько других лондонских памятников) британское правительство планирует продать, чтобы уменьшить бремя военного долга Соединенным Штатам. И совершенно случайно он, Фергюсон, является уполномоченным правительственным чиновником, которому поручено принимать предложения от возможных покупателей. Собственно говоря, потому он и подошел к солидному американскому туристу.

 

Новые русские коллекционеры

Президент Путин ценит настоящую живопись, но на день рождения ему вроде бы подарили искусную подделкуМир антикваров закрыт и загадочен. Крупицы сведений просачиваются в печать, лишь когда в этом кругу совершаются преступления. До сих пор не раскрыто убийство замечательной актрисы Зои Федоровой, предполагаемым мотивом которого следствие считает погоню за антиквариатом, переправляемым потом за границу. Эта верcия находит подтверждение в воспоминаниях известного танцовщика Рудольфа Нуриева, рассказывающего о своих деловых связях с актрисой. Избили и связали бандиты вдову Алексея Толстого Лидию Ильиничну. Из дома-музея писателя, что у Никитских Ворот, они похитили несколько бесценных полотен и уникальную ювелирку.

В стране антиквариата есть место всем: подлинным коллекционерам и «черным» антикварам – скупщикам краденого, откровенным бандитам и хитроумным мошенникам, экспертам с мировым именем и искусствоведам в погонах. Громкое дело антикваров, как его окрестила пресса, свидетельствует – на этом рынке давно действует организованная преступная группировка, наводнившая антикварный рынок высококачественными подделками. Владельцы солидных коллекций в ужасе – уж если в личном собрании президента России и директора ФСБ обнаружились фальшивки...

 

Поддельный Фаберже в Кремле

В музее Кремля хранится изящное пасхальное яйцо - чистый Фаберже. На самом деле ювелирное изделие было изготовлено в советские времена. Но эта подделка ничем не хуже тех, что делал легендарный ювелир.Российский арт-рынок ничем не отличается от мирового и тоже богат подделками. Но скуден историями. Арт-дилеры охотно делают заявления типа: "В иных частных российских коллекциях до трети "фальшаков". Но никогда вы не услышите подробностей, где и какие работы поддельные. Получается как в песне: "Если кто-то кое-где у нас порой".

Песня, как известно, звучит в сериале "Следствие ведут знатоки". Одна из серий "Знатоков" была посвящена искусству -- подделкам работ Фаберже. Сюжет взяли из жизни. Правда, в фильме участников вывели эдакими морально разложившимися интеллигентами, а на самом деле...

 

Россия наводнена поддельными ценностями и охотно делится ими с миром

Объём антикварного рынка в России оценивается в $200 млн. в год. Половина из них приходится на подделкиИнтерес к российскому антиквариату растёт как на дрожжах. Большинство ведущих аукционных домов мира уже стали проводить специальные «русские торги», на которых регулярно устанавливаются всё новые и новые рекорды. Так, обороты русского искусства на аукционе «Кристи» в 2005 году увеличились на 77% по сравнению с предыдущим годом и составили свыше $40 миллионов.

По отчётам финансовых аналитиков «Кристи», русское направление сегодня одно из самых прибыльных, тенденция стремительного роста цен началась здесь в 2003 году и продолжится в дальнейшем. Проблема у обеспеченных поклонников отечественного искусства только одна: в этой области особенно велик процент контрафактной продукции, или, проще говоря, подделок. Причём не банальной мазни «под Репина или Перова», а таких шедевров новодела, в подлинности которых не сомневаются даже видавшие виды эксперты знаменитых аукционных домов. Мы постарались разобраться, кто и каким образом подделывает русский антиквариат, а также имеются ли способы сдержать волну фальшивок, захлестнувшую в последнее время мировые рынки.

 

Создатели древностей

Летопись, рассказывающая о походе князя Игоря, дошла до нас в списке XV века.Фальсификация произведений искусства, в том числе памятников письменности, превратилась в России в прибыльный бизнес не так уж давно – в конце XVIII – начале XIX века, когда на волне интереса к истории увлечение коллекционированием приобрело массовый характер. Как следствие, стал массовым и спрос на разного рода древности.

Изготовленным в этот период фальшивкам была уготована счастливая судьба – многие из них украшают государственные и частные собрания и поныне.

 

Ханс ван Меегерен - самый высокооплачиваемый фальсификатор в истории искусства

Хан Ван Меегерен, Христос в ЭммаусеВысокое искусство во все времена привлекало не только настоящих ценителей, но и проходимцев и жуликов разного рода, которые с большой выгодой для себя использовали тягу других к прекрасному. Впрочем, как доказывают нижеприведенная история, возмездие рано или поздно обязательно настигало обманщиков.

Во время Третьего рейха в личном музее Германа Геринга в Берхтесгадене среди прочих шедевров висела картина “Соблазнение замужней женщины” Яна Вермеера (Jan Vermeer).

 

Подделки картин Ван Гога

Голова мужчины - картина Ван Гога оказалась подделкойРынок поддельных произведений искусства существовал всегда, и нелегальные копии часто попадают в музеи. Проанализировав картину "Голова мужчины", голландские специалисты пришли к выводу, что это полотно, в течение 70 лет хранившееся в Национальной галерее "Виктория" в Австралии, является подделкой. Сейчас предполагается, что полотно было выполнено учениками Ван Гога, но и эта версия пока не подтверждена окончательно.

Картина оказалась в Австралии в 1939 году. Ее привез туда вместе со своей художественной выставкой Кит Мэрдок - отец медиамагната Руперта Мэрдока. Через год после организации экспозиции австралийское правительство заплатило около $3,5 тыс. за "Голову мужчины", так картина попала в Национальную галерею. Впоследствии специалисты, считая картину работой Ван Гога, оценивали ее в $21 миллион.

 

Поддельная нумизматика

Серебряный грвенник 1747 годаСовременные монеты подделывать в большинстве случаев невыгодно. Чего нельзя сказать об уже вышедших из обращения и ставших предметом коллекционирования.

Правда, изготовители поддельных купюр и монет, вышедших из оборота (например, старинных, представляющих коллекционную ценность), фальшивомонетчиками не считаются.

Подобное преступление квалифицируется по статье о мошенничестве.

 

Монетизация инвестиций

Монетный рынок можно разделить на два сектора — антикварный (нумизматический) и современный, на котором вращается продукция, отчеканенная уже в наши дниГуляющий среди коллекционеров монет афоризм «это не монеты дорожают, а деньги дешевеют» на поверку оказывается не такой уж и шуткой. Возможно, поэтому спрос на современные и антикварные монеты с каждым годом растет все быстрее. На монеты, предмет увлечения коллекционеров, обратили внимание и инвесторы. Пока на рынке таких игроков не много, но процесс, что называется, пошел. Монеты привлекают в основном консерваторов, не рассчитывающих на быструю прибыль. На этом рынке выгоднее играть на перспективу, краткосрочными позициями здесь считаются год-два. При долгосрочной стратегии доходность вложений вполне может доходить до 100% годовых.

Для неподготовленного инвестора монетный рынок рискованный, слишком велика вероятность ошибиться в объекте вложений или быть обманутым. Впрочем, если идея таких инвестиций вам нравится, то разобраться в специфике инструментария самое время — по словам экспертов, период для входа в рынок сейчас благоприятный.

 

Картинные мошенники: разделение труда

Картинные мошенникиС чего начинается фальшивка? С того, что дипломированный художник после безуспешных попыток хоть как-то пристроиться со своим искусством в этой жизни делает на старой бумаге что-то вроде лебедевской обнаженки или акварели а-ля Сомов, приносит это, скажем, в какой-нибудь магазин на Арбате и, к своему удивлению, получает $100-200. Далее все идет в соответствии с законами экономики.

Талантливый выпускник Академии художеств 50-х годов С. рассказывал следующее. По учебному плану он должен был скопировать виртуозный карандашный рисунок Врубеля, хранящийся в Русском музее.

Когда работа была закончена, он показал оба рисунка хранителям и увидел испуг на их лицах: они не могли найти различий.

Позднее художник показал свою работу именитому коллекционеру N, и тот сразу предложил ее купить. С. смеялся: вещь ведь известная, музейная. Но у коллекционера были свои резоны. В итоге рисунок был продан.

   

Реабилитация подделки

Картина Сводня признана оригиналом кисти Дирка ван Бабюрена"Сводню", ранее считавшуюся полотном великого изготовителя фальшивок XX века Ханса ван Меегерена, признали подлинником кисти голландца Дирка ван Бабюрена 1622 года.

История ван Меегерена сама по себе парадоксальна: он подделывал полотна, чтобы отомстить миру за непризнание своих талантов художника, и прославился тем, что создал несколько поддельных Вермееров, которые европейские искусствоведы приняли за редчайшие образцы творчества классика.

   

Оригинал или подделка? Самые известные фальсификаторы XX века

Джон Майат - наверное самый гениальный фальсификаторНа сегодняшний день подделки составляют на рынке художественных произведений приблизительно 30%. Фальсификации предметов искусства начались еще в Древнем мире. Я же хочу обратить Ваше внимание на самых известных фальсификаторов ХХ века.

Джон Майат - наверное самый гениальный фальсификатор. Этот скромный преподаватель лондонской частной школы, оставшийся один с двумя детьми, чтобы как-то прокормить семью, разместил в газете объявление : «Предлагаю подлинные подделки живописи ХIХ – ХХ веков примерно за 200 фунтов».

   

Мода на фальшак

На сегодняшний день подделки составляют на рынке художественных произведенийВ России, как и на Западе, произведения искусства становятся объектом инвестиций. И потребность в надежном вложении денег сформировала моду на собирательство и антиквариат: НАСТОЯЩАЯ вещь, будет только дорожать с неизбежностью роста цен на услуги ЖКХ или естественных монополий.

Торговля антиквариатом — бизнес специфичный, а местами даже и криминальный. Оставаясь в максимальной степени либерализованным и давая возможность анонимно оперировать большими средствами, в основном освобожденных от уплаты каких-либо налогов, этот рынок надежно закрыт от широкой публики, оставаясь ориентированным на узкий круг богатых клиентов на которых работают не менее засекреченные "черные" дилеры и различного рода консультанты. Соответственно и отношения здесь весьма и весьма деликатные. Иногда о существовании коллекции стоимостью в несколько миллионов долларов известно только дилеру и самому клиенту.

   

Жертвы похищения

Мона Лиза, Леонардо да ВинчиИстория пестрит примерами несчастных любителей искусства, которых безудержная и неукротимая страсть толкнула на нарушение закона.

В августе 1911 года, в понедельник утром, простой итальянский столяр по имени Винченцо Перуджиа вышел из своего укрытия в камере хранения Лувра и снял «Мону Лизу» (Джоконда) со стены салона Карре.

В тот день музей был закрыт, но Перуджиа, работавший над сооружением витрины для «Моны Лизы», сумел проскользнуть внутрь, не привлекая внимания охраны.

Похищенную картину он унес в свою крошечную парижскую квартиру, где и был арестован два года спустя, когда попытался продать «Мону Лизу» директору галереи Уффици во Флоренции.

   

Конфискации произведений искусства в III Рейхе

Немцы разгружают шедевры, вывезенные из галереи Уффици, чтобы якобы убрать на хранение до окончания войныИстории конфискаций повторялись с тошнотворным однообразием. С 1939 года Германия покоряла страну за страной, и повсюду нацисты отбирали принадлежавшую евреям собственность на том основании, что евреи не являются настоящими гражданами. Иногда собственников отправляли в концентрационные лагеря, а затем захватывали «оставшееся без хозяина» имущество. Поначалу нацисты отдавали конфискованное на ответственное хранение, но вскоре были приняты законы, разрешившие массовое расхищение. Различия существовали только в масштабах мародерства: если в Восточной Европе нацисты без стеснения грабили культурные ценности завоеванных государств, то на Западе они в основном ограничивались конфискацией частных коллекций, оставив в неприкосновенности государственные собрания.

   

Искусство войны

На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других странС точки зрения бесстрастного наблюдателя, это просто правила игры. На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других стран. В начале XVI века Испания завоевала Перу и галеонами вывозила оттуда золотые украшения, уничтожив инкскую культуру.

Двумя столетиями позже армии Наполеона с грабежами прокатились по Европе и Египту, и желание поживиться сокровищами покоренных стран вдохновляла императора не меньше, чем идея военного господства. В середине XIX века, после первой «опиумной» войны, Англия с Францией спорили за трофеи, захваченные в китайской провинции Кантон. Они вывезли из страны тысячи бесценных произведений.

   

Предприимчивые частные коллекционеры

Тарквиний и Лукреция, РубенсВозможно, пример родного государства побудил отдельных офицеров Красной армии воспользоваться послевоенным хаосом для собственного обогащения. В 1945 году неизвестный похитил картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция» из дворца Сан-Суси в Потсдаме, под Берлином.

Сегодня картина стоимостью около 92 миллионов долларов находится в собственности российского бизнесмена Владимира Логвиненко, коллекционера, владельца стрип-клуба «Up&Down».

Логвиненко предложил продать картину Рубенса в Сан-Суси, однако отказался от этой идеи после того, как Германия заявила, что выдвинет против него обвинения в незаконном владении. В настоящее время Логвиненко передал картину Эрмитажу, который отреставрировал полотно и гордо вывесил в одном из своих залов.

   

Золото Шлимана и сталинские репарации

Золото ШлиманаИ все-таки большинство ученых, политиков, любителей искусства и простых наблюдателей полагают, что Россия в своем желании побольнее отомстить бывшему союзнику вела себя, как мстительный ребенок. В мае 1945 года после капитуляции Германии, ее территория (которая на тот момент включала и Австрию) была разделена на четыре зоны оккупации под управлением советских, американских, английских и французских войск. Столкнувшись с практически неразрешимой задачей установления законных владельцев миллионов произведений искусства, американская, английская и французская администрации приняли решение вернуть все попавшие под их контроль экспонаты в те страны, откуда они были вывезены. (Такая политика привела впоследствии к бесчисленным судебным искам, поскольку для части стран желание включить доставшиеся шедевры в свои национальные собрания пересилило стремление вернуть их истинным владельцам.)

Однако Россия использовала оккупацию как возможность осуществить «репарации» в счет своих военных потерь. Подобно закону о «доле фюрера», советская программа репараций возглавлялась главой государства, опиралась на закон и осуществлялась знатоками искусства. Мало кто знает, что Иосиф Сталин также вынашивал планы строительства грандиозного музея, подобного гитлеровскому собранию в Линце, для чего были созданы специальные трофейные бригады, которые прочесывали советскую зону оккупации в поисках шедевров, оставшихся в побежденной Германии.

   

Янтарная комната

При всем великолепии Янтарной комнаты она была лишь одним из пятисот тысяч произведений искусства, общей стоимостью около 1,25 миллиарда долларов, которые, согласно официальным данным, были вывезены, повреждены или уничтожены немецкими войсками на территории России за время войныК сожалению, судьба некоторых произведений до сих пор остается неизвестной. Среди сокровищ мирового искусства, захваченных в годы Второй мировой войны, была знаменитая Янтарная комната из Большого Екатерининского дворца в Пушкине (ранее известном как Царское Село), летней резиденции Екатерины Великой под Санкт-Петербургом (Россия).

Получившая название «восьмого чуда света», Янтарная комната представляла собой 500 квадратных футов балтийского янтаря, весившего более 6 тонн и выложенного сложной мозаикой с вставками из зеркал и золота. Янтарный кабинет первоначально принадлежал прусскому королю, а в 1716 году был преподнесен Петру Великому в знак дружбы между двумя державами. (На сегодняшний день стоимость такого подарка оценивается примерно в 250 миллионов долларов.)

   

Последняя воля Гитлера

Йозеф Пауль Геббельс, один из главных военных преступников фашистской ГерманииСоображения мести во многом определяли политику Третьего рейха. В 1940 году Геббельс предложил законопроект, получивший название «Репатриация предметов культуры из вражеских государств», и поручил Отто Кюммелю, директору Берлинского музея, составить список культурных ценностей, либо имеющих немецкое происхождение, либо ранее принадлежавших немцам, которые были вывезены из страны начиная с 1500 года.

В этом одиозном списке законно купленные ценности приравнивались к трофеям наполеоновских войн и на равных основаниях подлежали репатриации в Германию. Кюммель составил всего пять докладов, но проект так и не был реализован — возможно, это объяснялось тем, что немецкие войска настолько увлеклись грабежом произведений искусства, что просто не успевали отличать немецкие шедевры от ненемецких.

   

История одной семьи (дело Марии Альтман)

Мария Альтман - наследница Фердинанда Блох-Бауэра - вернула множество картин Густава Климта, хранившихся в австрийских музеяхРасправившись с «извращенным» искусством в государственных музеях, нацисты обратили свои взоры на коллекции немецких евреев и других вымышленных врагов рейха. Воспользовавшись аншлюсом Австрии, в результате которого в 1938 году эта страна вошла в состав Германии, нацисты начали охоту на австрийских евреев.

С тех пор прошло больше семидесяти лет, но Мария Альтман, родившаяся в 1916 году в Вене, в богатой еврейской семье, очень хорошо помнит это время. «Они забирали самых старых евреев и заставляли их скрести тротуары, — вспоминает она. — Друзья моих родителей, им всем было примерно 60 — 70 лет, начали кончать жизнь самоубийством, потому что не видели для себя другого выхода».

   

Завоеватель в роли художественного критика

Адольф ГитлерИскусство может открыть людям глаза на красоту и величие чужих культур, однако оно же способно заставить общество крепко зажмуриться. Правда, как и красота, живет в глазах своего хозяина: публика видит в искусстве то, что хочет в нем увидеть.

В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, который принес с собой весьма специфическое отношение к искусству. Гитлер считал себя очень культурным человеком. Несмотря на то, что будущий фюрер дважды проваливался на экзаменах в венскую Академию художеств, он учился живописи, скульптуре и архитектуре, а одно время даже продавал туристам свои акварели, пользовавшиеся спросом у любителей шаблонного романтического реализма. Гитлер ходил в театры, посещал оперу и музыкальные концерты, испытывая особую любовь к творчеству Рихарда Вагнера (и не только по причине яростного антисемитизма композитора).

   

Император похитителей произведений искусства

На картине Луи Шарля Огюста Кудера изображен Наполеон, осматривающий Лувр в обществе двух архитекторовВ период с 1796 по 1815 года - когда армии Наполеона в полном блеске стратегии катились по Европе и Египту, устраняя своих противников с молниеносной быстротой, талантливый император часто обращался за советами к художникам и археологам. Барон Доменик-Вивант Денон, известный как «око Наполеона», в 1802 году стал директором французских музеев и составил внушительные списки будущих приобретений в соответствии с пожеланиями своего великого господина. Денон сопровождал Наполеона в военных экспедициях в Австрию, Польшу и Испанию, а в 1797 году лично следил за транспортировкой из Венеции уже известных нам бронзовых коней с площади Сан-Марко.

Некоторые лица, не входящие в правительство, воспользовались хаосом наполеоновских войн для личного обогащения. Так, Франсуа Лефевр, служивший в начале XIX века куратором музея Альбертина в Вене, то ли непосредственно похитил, то ли нелегально скупил несколько сотен работ Альбрехта Дюрера, ведущего художника немецкого Ренессанса. Известно, что Франсуа Лефевр продал не меньше сотни работ Дюрера Антуану Франсуа Андреосси, наполеоновскому губернатору Вены.

   

Грабеж Иракского национального музея

Безутешный Мушин Хасан, заместитель директора Иракского национального музея, среди экспонатов, разбитых во время грабежа в апреле 2003 года.При благоприятных обстоятельствах украсть произведение искусства может кто угодно. А война создает именно такие обстоятельства.

Весной 2003 года, после отрешения Саддама Хусейна от власти, горстка граждан Ирака разграбила Иракский национальный музей, опустошив культурное наследие народов древней Месопотамии.

Впрочем, грабители были не единственными, кто сумел поживиться в период хаоса. Иностранные граждане, солдаты и местные жители растащили бесценные Древние сувениры и современные произведения из Центра искусства Саддама.

   

Портрет Фрэнсиса Бэкона

Портрет Фрэнсиса БэконаНе только сотрудники полиции и частные детективы охотятся за произведениями искусства, порой даже художники откладывают кисти, чтобы помочь общему делу.

В 1952 году родившийся в Германии английский художник Люсьен Фрейд написал на маленькой медной пластине, размером 5х7 дюймов, потрет своего друга, художника Фрэнсиса Бэкона.

Несмотря на то что Бэкон в то время был малоизвестным художником, галерея Тейт проявила дальновидность, купив портрет для своей постоянной экспозиции.

Андреа Роуз, директор отдела изобразительного искусства Британского Совета, так описала потрет Фрэнсиса Бэкона, выполненный его другом Люсьеном Фрейдом: «Портрет одного национального кумира работы другого».

   

Металлолом за 3 миллиона фунтов

Генри Мур, Лежащая фигура, бронзаАнглийский скульптор Генри Мур часто изображал лежащие фигуры, вдохновляясь американским искусством доколумбовой эпохи. Эта двухтонная бронзовая скульптура под простым названием «Лежащая фигура» была похищена в конце 2005 года.

Когда полиция и пресса сообщают о крупной краже произведения искусства, обычно имеется в виду высокая стоимость похищенного. Но в некоторых редких случаях речь идет и о размерах произведения.

   

Китай: бизнес на подделках

Это целая индустрия, базирующаяся в одной деревнеВсем известно, что китайские умельцы могут подделать абсолютно все, поэтому наивно было бы полагать, что сфера искусства осталась вне их поля зрения. В небольшом городке Дафен, расположенном в пригороде Шэньчжэня, существует целая индустрия по производству фальшивых произведений искусства, правда за оригиналы их никто не выдает, во всяком случае официально. А неофициально почти 60% фальшивок мирового арт-рынка созданы именно здесь. Около пяти тысяч художников денно и нощно трудятся в более чем 600 галереях и бессчетном количестве мастерских, выдавая на гора почти Да Винчи, слегка Рембрандта и прочие как бы шедевры, которые охотно раскупаются владельцами ресторанов, гостиниц и просто не слишком требовательными любителями искусства.

   

Актуальные темы авторского права в сфере изобразительного искусства

Актуальные темы авторского права в сфере изобразительного искусстваПоднимем актуальную тему, связанную с правами авторства в сфере изобразительного искусства.

Как известно, успех произведения у публики, спрос на него во многом зависят не столько от достоинств самого произведения, сколько от известности его автора.

Произведения изобразительного искусства в этом смысле не исключение.

   

Творческие объединения и союзы

Художественные объединения, общества, товарищества, группировки, союзы, выставки

   

Аукционы. Как они устроены.

Предлагаем рассмотреть в общих чертах, что же собой представляет аукционный способ торговли предметами искусства и коллекционирования. Редакция сайта Рускультурэкспертиза выражает благодарность участнику totnetot форума halloart.ru за очень интересную статью об аукционах.

   

Мировые аукционы и торги

Печать

Перечень мировых аукционов по аббревиатурам и нахождению

   

Внимание, розыск!

Еще до своей реорганизации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура, функции ныне переданы Министерству культуры России) представила широкому кругу людей, интересующихся собирательством и коллекционированием предметов старины и искусства, уникальные каталоги культурных ценностей, включенных в Электронную регистрационно поисковую автоматизированную систему по регистрации похищенных и утраченных культурных ценностей (ЭРПАС) и, отчасти, в электронную базу Интерпола.

Серия каталогов подготовлена в соответствии с существующими ранее полномочиями Росохранкультуры по регистрации фактов краж, утрат, хищений культурных ценностей, а также по организации и обеспечению оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами о фактах утраты, в целях предотвращения незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности. Издания содержат несколько сот изображений и описаний предметов, находящихся в розыске.

   

Изгнание из Эдема

«Изгнание из Эдема» считается образцом испанского колониального искусства и, скорее всего, было написано художником-самоучкой. Большое полотно было вырезано из рамы во время ограбления одной из мексиканских церквей.По мере того как музеи повсеместно усиливают меры безопасности, ворам приходится искать более легкую добычу. Сотни церквей по всей Европе каждый год подвергаются ограблению, совсем недавно Франция обогнала Италию по числу ежегодных потерь.

В Мексике организованные банды грабят деревенские церкви, вытаскивая все, что только можно унести: картины, статуи, ризы и исторические документы. В деревне Сан-Мигель Атлутла жители собрали деньги на установку видеокамеры, чтобы защитить деревянную статую местного покровителя — Святого Мигеля.

Когда молодой воришка, пытавшийся украсть золотые монеты из ладони статуи, привел в действие сигнализацию, жители забили в церковные колокола, связали похитителя и сдали его прибывшим полицейским.

   

Кратер Ефрония

Детали росписи терракотовой вазы, выполненной греческим художником Ефронием. Ваза была возвращена в Италию в ноябре 2005 года музеем Джона Пола Гетти.В конце 2005 года итальянские власти обвинили Марион Тру, многолетнего куратора коллекции античного искусства музея Джона Пола Гетти в Лос-Анджелесе, в злонамеренном приобретении краденых произведений искусства.

Итальянская сторона настаивала на том, что более сорока экспонатов из коллекции музея Гетти, в том числе античная статуя Афродиты, а также терракотовая ваза (кратер) с изображением греческого героя Персея, спасающего Андромеду от морского чудовища, были получены в результате незаконных раскопок или же попросту украдены и контрабандно вывезены из Италии.

Администрация музея Джона Пола Гетти настаивала на невиновности Марион Тру.

   

Крик

В 1994 году воры проникли в здание Национальной галереи Осло (Норвегия) через разбитое окно, а затем выбрались обратно, прихватив с собой «Крик» Эдварда Мунка. Спустя несколько месяцев картина была обнаружена. Одна из версий «Крика», похищенная из музея Эдварда Мунка, была найдена лишь в августе 2006 года.Положительная сторона существенного усиления безопасности музеев лежит на поверхности — отныне воры дважды подумают, стоит ли связываться со сложными охранными системами и ночной сигнализацией, установленными во всех крупнейших мировых музеях. Отрицательная сторона заключается в том, что воры могут предпочесть спокойно войти через гостеприимно открытые двери музея средь бела дня и выйти с добычей на глазах у перепуганных посетителей.

Именно так случилось утром 22 августа 2004 года, когда двое мужчин в черных лыжных масках с пистолетами в руках ворвались в здание музея Мунка в Осло, совершив беспрецедентное для Норвегии вооруженное ограбление. Один из мужчин, говоривший по-норвежски, заставил примерно семьдесят посетителей музея лечь на пол, а затем наставил пистолет на двоих безоружных охранников. Тем временем двое его сообщников сорвали со стен знаменитые полотна «Крик» и «Мадонна».

   

Мона Лиза в скульптуре

Бенвенуто Челлини,автор знаменитой «Сальеры», считается одним из величайших итальянских мастеров из поколения последователей Микеланджело.Задача специалистов по охране заключается в том, чтобы произведения искусства оставались на своих местах. Однако если такие специалисты сами становятся похитителями, они могут поставить персонал музея в очень затруднительное положение.

Весной 2003 года пятидесятилетний специалист по системам охранной безопасности по имени Роберт Манг зашел в венский Музей истории искусства, где взор его пал на одно из самых ценных произведений искусства всего мира, золотую «Сальеру», или королевскую солонку, которую для французского короля Франциска I изготовил знаменитый скульптор, ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571).

   

Особые способы похищения ценностей

Этот оригинал «Вазы с цветами» Гогена Эли Сакхай выставил на аукцион за 310 000 долларов в мае 2000 года, незадолго перед крахом своей многолетней аферы.Идеальных преступлений, как известно, не существует, однако афера Эли Сакхая по изготовлению подделок почти достигла совершенства. На протяжении двух десятилетий Сакхай, владелец картинной галереи на Манхэттене, объезжал ведущие нью-йоркские аукционные дома, скупая картины Сезанна, Ренуара, Шагала, Гогена, Клее, Модильяни и других художников.

Это всегда были работы так называемого «среднего уровня», которые не привлекали к себе особого внимания, и стоимость которых не превышала нескольких сотен тысяч долларов. Затем Сакхай заказывал копию своего приобретения, настаивая на том, чтобы новая картина имела полное сходство с оригиналом, вплоть до едва заметных пятен на обратной стороне холста. Иногда он сразу же просил покрыть копию особым составом, который «состаривал» ее. Когда с момента покупки проходило достаточное количество времени, Сакхай продавал копию ничего не подозревающему коллекционеру или дилеру, обычно сопровождая картину «сертификатом подлинности», принадлежащим оригиналу.

   

Поврежденные произведения

«Шторм на море Галилейском» (1633) считается единственным дошедшим до нас морским пейзажем Рембрандта. Существует опасение, что полотно безвозвратно погибло после похищения из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.Похитителям произведений искусства хотя бы из эгоистических соображений следует время от времени освежать свои познания о методах хранения культурных сокровищ. Поврежденная живопись очень резко падает в цене, оставляя мошенников с пустыми руками. Например, вопреки распространенному мнению, большинство картин категорически нельзя скатывать в рулон.

Правильное хранение настолько важно, что музей Изабеллы Стюарт Гарднер в пятнадцатую годовщину ограбления издал специальный пресс-релиз, в котором умолял нынешних владельцев содержать картины в надлежащих условиях.

   

"Женщина в белом" кисти Пабло Пикассо

«Женщина в белом» работы Пабло Пикассо — картина неоклассического периода творчества художника и предмет сложного судебного разбирательства.Произведения искусства, возвращенные законным наследникам жертв Холокоста, редко остаются в их домах. Родственники коллекционеров не обязательно наследуют присущую предкам страсть к искусству, кроме того, финансовое положение порой не позволяет им обеспечить безопасность шедевров. В 2002 году Томас Беннигсон узнал, что является единственным наследником картины Пабло Пикассо «Женщина в белом» (1922), которую его бабушка Карлотта Ланд-сберг отослала парижскому антиквару в конце 1930-х годов, перед бегством из Парижа.

Коллекция антиквара была конфискована, а после войны оказалась разбросанной по всему миру. Поэтому, когда спустя более чем 60 лет «Женщина в белом» появилась в коллекции одной дамы из Чикаго, которая законным образом приобрела картину, не зная о ее сомнительном прошлом, Томас Беннигсон немедленно подал иск. Три года спустя он согласился принять 6,5 миллиона долларов и отказаться от своих прав на полотно.