Подделки и присвоение авторских прав

Сфальшивила?

В Петербурге разразился крупнейший за последнее время криминальный скандал, касающийся искусства. Сотрудники регионального управления СК РФ арестовали искусствоведа, консультанта по живописи многих аукционных домов Европы, бывшего куратора отдела живописи ХХ века Русского музея Елену Баснер. Это произошло вечером 31 января, сразу после того, как она приехала в родной город из Хельсинки.

2 февраля Следственный комитет по Санкт-Петербургу официально подтвердил, что Елена Баснер "подозревается в том, что летом 2009 года высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины художника Бориса Григорьева "В ресторане", которая впоследствии была продана за 250 тысяч долларов США".

 

От кракелюра не уйдешь!

Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи: «Все тайное становится явным».

На Крымском валу проходит юбилейная выставка Константина Коровина. Один из самых успешных за последние годы проектов Третьяковскойгалереи посетили десятки тысяч человек. Для большинства зрителей такой вопрос, как датировка картин, – незначительная формальность. Однако за каждой уточненной подписью стоит кропотливая работа специалистов. Иногда изменение даты становится настоящей сенсацией экспертного и музейного сообщества. О том, как проводились исследования произведений Константина Коровина, рассказала корреспонденту VTBRussia.ru заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

 

Не мазня, а подделка высокого класса

Иван Шишкин, лесной пейзаж с ручьем. Холст, масло, 1863На недавней научной конференции в Третьяковской галерее, посвященной вопросам экспертизы и атрибуции, сенсацией стало выступление Владимира Петрова – научного сотрудника ГТГ, крупнейшего специалиста по русской живописи XIX века. Его доклад был посвящен той категории подделок, из-за которых случился скандал в реставрационном центре Грабаря.

"В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки",– сказал он. Отбор западных произведений проводит, по выражению Владимира Петрова, "глаз цивилизованный", т. е. это люди с прекрасной профессиональной подготовкой. "Отобраны западные работы замечательно, я сам нарвался на это явление",– признался ведущий эксперт. Это неверно, сказал он, что "исходный" материал – работы слабых и посредственных художников. Это известные в своей стране мастера, с высочайшим уровнем письма.

 

Фальшивую картину Шишкина коллекционер хранил как зеницу ока

Иван Шишкин, Лесной пейзажНовое продолжение получило на днях громкое дело знаменитого арт-мошенника Игоря Преобораженского и его супруги Татьяны, которым на рубеже веков удалось организовать одну из крупнейших афер на рынке российского антиквариата.

Ранее в новостях уже писалось о том, что парочке удалось продать около 100 поддельных картин, якобы принадлежавших кисти известных мастеров русской художественной школы. Уже после ареста мошенников в Москве и Северной столице разгорелись десятки скандалов вокруг фальшивых раритетов. В центре очередной криминальной истории оказался известный в Белокаменной коллекционер - Александр Николаев.

 

Атрибуция с пристрастием

Государственная Третьяковская галереяКартина без провенанса (истории ее появления и перемещения из рук в руки) и атрибуции может стоить, например, $300. Но, если экспертиза признает ее творением известного мастера, цена может увеличиться на несколько порядков. Фактически весь рынок держится на мнениях экспертов. Что дает владельцам фальшаков неограниченные возможности в получении добавочной стоимости.

Собственно, никто из участников рынка и не скрывает, что проблема с выдачей положительных заключений на картины, подлинность которых вызывает сомнения, существует. Недавно в газете "Совершенно секретно" была опубликована статья "Как мы теряем национальное достояние". Герой публикации, тогда еще сотрудник отдела экспертизы Государственной Третьяковской галереи Мильда Виктурина сообщала, что некоторые работники галереи за определенную плату готовы написать положительное заключение на "сомнительную" картину.

 

Торговец лондонскими достопримечательностями

Колонне Нельсона уже который год не дают покоя — то продают, то покоряютЭта история сильно напоминает приключения благородных жуликов Джефа Питерса и Энди Таккера с той лишь разницей, что английский актер Фергюсон (Furguson) был реальным человеком.

Так вот, в 1925 году бывший актер Фергюсон подошел к американскому туристу, который с завистливым восхищением глазел на колонну, поставленную на лондонской Трафальгарской площади в честь одноименной победы адмирала Нельсона. Американец явно прикидывал, как эта колонна выглядела бы на главной улице его родного городка в штате Айова.

Фергюсон по секрету сообщил американцу, что колонну (как, впрочем, и несколько других лондонских памятников) британское правительство планирует продать, чтобы уменьшить бремя военного долга Соединенным Штатам. И совершенно случайно он, Фергюсон, является уполномоченным правительственным чиновником, которому поручено принимать предложения от возможных покупателей. Собственно говоря, потому он и подошел к солидному американскому туристу.

 

Новые русские коллекционеры

Президент Путин ценит настоящую живопись, но на день рождения ему вроде бы подарили искусную подделкуМир антикваров закрыт и загадочен. Крупицы сведений просачиваются в печать, лишь когда в этом кругу совершаются преступления. До сих пор не раскрыто убийство замечательной актрисы Зои Федоровой, предполагаемым мотивом которого следствие считает погоню за антиквариатом, переправляемым потом за границу. Эта верcия находит подтверждение в воспоминаниях известного танцовщика Рудольфа Нуриева, рассказывающего о своих деловых связях с актрисой. Избили и связали бандиты вдову Алексея Толстого Лидию Ильиничну. Из дома-музея писателя, что у Никитских Ворот, они похитили несколько бесценных полотен и уникальную ювелирку.

В стране антиквариата есть место всем: подлинным коллекционерам и «черным» антикварам – скупщикам краденого, откровенным бандитам и хитроумным мошенникам, экспертам с мировым именем и искусствоведам в погонах. Громкое дело антикваров, как его окрестила пресса, свидетельствует – на этом рынке давно действует организованная преступная группировка, наводнившая антикварный рынок высококачественными подделками. Владельцы солидных коллекций в ужасе – уж если в личном собрании президента России и директора ФСБ обнаружились фальшивки...

 

Поддельный Фаберже в Кремле

В музее Кремля хранится изящное пасхальное яйцо - чистый Фаберже. На самом деле ювелирное изделие было изготовлено в советские времена. Но эта подделка ничем не хуже тех, что делал легендарный ювелир.Российский арт-рынок ничем не отличается от мирового и тоже богат подделками. Но скуден историями. Арт-дилеры охотно делают заявления типа: "В иных частных российских коллекциях до трети "фальшаков". Но никогда вы не услышите подробностей, где и какие работы поддельные. Получается как в песне: "Если кто-то кое-где у нас порой".

Песня, как известно, звучит в сериале "Следствие ведут знатоки". Одна из серий "Знатоков" была посвящена искусству -- подделкам работ Фаберже. Сюжет взяли из жизни. Правда, в фильме участников вывели эдакими морально разложившимися интеллигентами, а на самом деле...

 

Россия наводнена поддельными ценностями и охотно делится ими с миром

Объём антикварного рынка в России оценивается в $200 млн. в год. Половина из них приходится на подделкиИнтерес к российскому антиквариату растёт как на дрожжах. Большинство ведущих аукционных домов мира уже стали проводить специальные «русские торги», на которых регулярно устанавливаются всё новые и новые рекорды. Так, обороты русского искусства на аукционе «Кристи» в 2005 году увеличились на 77% по сравнению с предыдущим годом и составили свыше $40 миллионов.

По отчётам финансовых аналитиков «Кристи», русское направление сегодня одно из самых прибыльных, тенденция стремительного роста цен началась здесь в 2003 году и продолжится в дальнейшем. Проблема у обеспеченных поклонников отечественного искусства только одна: в этой области особенно велик процент контрафактной продукции, или, проще говоря, подделок. Причём не банальной мазни «под Репина или Перова», а таких шедевров новодела, в подлинности которых не сомневаются даже видавшие виды эксперты знаменитых аукционных домов. Мы постарались разобраться, кто и каким образом подделывает русский антиквариат, а также имеются ли способы сдержать волну фальшивок, захлестнувшую в последнее время мировые рынки.

 

Создатели древностей

Летопись, рассказывающая о походе князя Игоря, дошла до нас в списке XV века.Фальсификация произведений искусства, в том числе памятников письменности, превратилась в России в прибыльный бизнес не так уж давно – в конце XVIII – начале XIX века, когда на волне интереса к истории увлечение коллекционированием приобрело массовый характер. Как следствие, стал массовым и спрос на разного рода древности.

Изготовленным в этот период фальшивкам была уготована счастливая судьба – многие из них украшают государственные и частные собрания и поныне.

 

Ханс ван Меегерен - самый высокооплачиваемый фальсификатор в истории искусства

Хан Ван Меегерен, Христос в ЭммаусеВысокое искусство во все времена привлекало не только настоящих ценителей, но и проходимцев и жуликов разного рода, которые с большой выгодой для себя использовали тягу других к прекрасному. Впрочем, как доказывают нижеприведенная история, возмездие рано или поздно обязательно настигало обманщиков.

Во время Третьего рейха в личном музее Германа Геринга в Берхтесгадене среди прочих шедевров висела картина “Соблазнение замужней женщины” Яна Вермеера (Jan Vermeer).

 

Подделки картин Ван Гога

Голова мужчины - картина Ван Гога оказалась подделкойРынок поддельных произведений искусства существовал всегда, и нелегальные копии часто попадают в музеи. Проанализировав картину "Голова мужчины", голландские специалисты пришли к выводу, что это полотно, в течение 70 лет хранившееся в Национальной галерее "Виктория" в Австралии, является подделкой. Сейчас предполагается, что полотно было выполнено учениками Ван Гога, но и эта версия пока не подтверждена окончательно.

Картина оказалась в Австралии в 1939 году. Ее привез туда вместе со своей художественной выставкой Кит Мэрдок - отец медиамагната Руперта Мэрдока. Через год после организации экспозиции австралийское правительство заплатило около $3,5 тыс. за "Голову мужчины", так картина попала в Национальную галерею. Впоследствии специалисты, считая картину работой Ван Гога, оценивали ее в $21 миллион.

 

Оригинал или подделка? Самые известные фальсификаторы XX века

Джон Майат - наверное самый гениальный фальсификаторНа сегодняшний день подделки составляют на рынке художественных произведений приблизительно 30%. Фальсификации предметов искусства начались еще в Древнем мире. Я же хочу обратить Ваше внимание на самых известных фальсификаторов ХХ века.

Джон Майат - наверное самый гениальный фальсификатор. Этот скромный преподаватель лондонской частной школы, оставшийся один с двумя детьми, чтобы как-то прокормить семью, разместил в газете объявление : «Предлагаю подлинные подделки живописи ХIХ – ХХ веков примерно за 200 фунтов».

   

Поддельная нумизматика

Серебряный грвенник 1747 годаСовременные монеты подделывать в большинстве случаев невыгодно. Чего нельзя сказать об уже вышедших из обращения и ставших предметом коллекционирования.

Правда, изготовители поддельных купюр и монет, вышедших из оборота (например, старинных, представляющих коллекционную ценность), фальшивомонетчиками не считаются.

Подобное преступление квалифицируется по статье о мошенничестве.

   

Монетизация инвестиций

Монетный рынок можно разделить на два сектора — антикварный (нумизматический) и современный, на котором вращается продукция, отчеканенная уже в наши дниГуляющий среди коллекционеров монет афоризм «это не монеты дорожают, а деньги дешевеют» на поверку оказывается не такой уж и шуткой. Возможно, поэтому спрос на современные и антикварные монеты с каждым годом растет все быстрее. На монеты, предмет увлечения коллекционеров, обратили внимание и инвесторы. Пока на рынке таких игроков не много, но процесс, что называется, пошел. Монеты привлекают в основном консерваторов, не рассчитывающих на быструю прибыль. На этом рынке выгоднее играть на перспективу, краткосрочными позициями здесь считаются год-два. При долгосрочной стратегии доходность вложений вполне может доходить до 100% годовых.

Для неподготовленного инвестора монетный рынок рискованный, слишком велика вероятность ошибиться в объекте вложений или быть обманутым. Впрочем, если идея таких инвестиций вам нравится, то разобраться в специфике инструментария самое время — по словам экспертов, период для входа в рынок сейчас благоприятный.

   

Картинные мошенники: разделение труда

Картинные мошенникиС чего начинается фальшивка? С того, что дипломированный художник после безуспешных попыток хоть как-то пристроиться со своим искусством в этой жизни делает на старой бумаге что-то вроде лебедевской обнаженки или акварели а-ля Сомов, приносит это, скажем, в какой-нибудь магазин на Арбате и, к своему удивлению, получает $100-200. Далее все идет в соответствии с законами экономики.

Талантливый выпускник Академии художеств 50-х годов С. рассказывал следующее. По учебному плану он должен был скопировать виртуозный карандашный рисунок Врубеля, хранящийся в Русском музее.

Когда работа была закончена, он показал оба рисунка хранителям и увидел испуг на их лицах: они не могли найти различий.

Позднее художник показал свою работу именитому коллекционеру N, и тот сразу предложил ее купить. С. смеялся: вещь ведь известная, музейная. Но у коллекционера были свои резоны. В итоге рисунок был продан.

   

Реабилитация подделки

Картина Сводня признана оригиналом кисти Дирка ван Бабюрена"Сводню", ранее считавшуюся полотном великого изготовителя фальшивок XX века Ханса ван Меегерена, признали подлинником кисти голландца Дирка ван Бабюрена 1622 года.

История ван Меегерена сама по себе парадоксальна: он подделывал полотна, чтобы отомстить миру за непризнание своих талантов художника, и прославился тем, что создал несколько поддельных Вермееров, которые европейские искусствоведы приняли за редчайшие образцы творчества классика.

   

Актуальные темы авторского права в сфере изобразительного искусства

Актуальные темы авторского права в сфере изобразительного искусстваПоднимем актуальную тему, связанную с правами авторства в сфере изобразительного искусства.

Как известно, успех произведения у публики, спрос на него во многом зависят не столько от достоинств самого произведения, сколько от известности его автора.

Произведения изобразительного искусства в этом смысле не исключение.

   

Китай: бизнес на подделках

Это целая индустрия, базирующаяся в одной деревнеВсем известно, что китайские умельцы могут подделать абсолютно все, поэтому наивно было бы полагать, что сфера искусства осталась вне их поля зрения. В небольшом городке Дафен, расположенном в пригороде Шэньчжэня, существует целая индустрия по производству фальшивых произведений искусства, правда за оригиналы их никто не выдает, во всяком случае официально. А неофициально почти 60% фальшивок мирового арт-рынка созданы именно здесь. Около пяти тысяч художников денно и нощно трудятся в более чем 600 галереях и бессчетном количестве мастерских, выдавая на гора почти Да Винчи, слегка Рембрандта и прочие как бы шедевры, которые охотно раскупаются владельцами ресторанов, гостиниц и просто не слишком требовательными любителями искусства.

   

Мода на фальшак

На сегодняшний день подделки составляют на рынке художественных произведенийВ России, как и на Западе, произведения искусства становятся объектом инвестиций. И потребность в надежном вложении денег сформировала моду на собирательство и антиквариат: НАСТОЯЩАЯ вещь, будет только дорожать с неизбежностью роста цен на услуги ЖКХ или естественных монополий.

Торговля антиквариатом — бизнес специфичный, а местами даже и криминальный. Оставаясь в максимальной степени либерализованным и давая возможность анонимно оперировать большими средствами, в основном освобожденных от уплаты каких-либо налогов, этот рынок надежно закрыт от широкой публики, оставаясь ориентированным на узкий круг богатых клиентов на которых работают не менее засекреченные "черные" дилеры и различного рода консультанты. Соответственно и отношения здесь весьма и весьма деликатные. Иногда о существовании коллекции стоимостью в несколько миллионов долларов известно только дилеру и самому клиенту.