Утраты войн

Гаагская конвенция

Музей Эрмитаж (Ленинград.Санкт-Петербург), пострадавший от многочисленных нацистких бомбардировокАкты жестокости и вандализма, проявленные в годы Второй мировой войны, заставили потрясенный мир принять в 1949 году Женевскую конвенцию, согласно которой страны, участвовавшие в войне, обязались гуманно обращаться с военнопленными и гражданским населением. Как ни странно, культурное наследие и произведения искусства, захваченные в ходе войны, стали законодательно защищаться от повреждений гораздо раньше — по крайней мере теоретически.

 

Музей как морг и магазин

 

Пригород Петербурга до и после Великой Отечественной войныВо время Великой Отечественной мишенью для нацистов была культура

"С войной покончили мы счеты", - эта строка из советской песни и 68 лет спустя после Победы отнюдь не является аксиомой. Счет продолжается: горький список российских утрат, в частности в сфере культуры, не закрыт, увы, до сих пор.

Исчезновение многовекового национального духовного достояния нации равносильно потере генетической памяти. Возведенный в ранг государственной задачи грабеж художественных и исторических ценностей с оккупированных территорий осуществлялся несколькими специально созданными структурами Третьего рейха. Развязав войну против нашей страны, нацисты стремились не только "освоить восточное пространство", но и лишить народы СССР этой генетической памяти, а значит, будущего.

 

Искусство войны

На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других странС точки зрения бесстрастного наблюдателя, это просто правила игры. На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других стран. В начале XVI века Испания завоевала Перу и галеонами вывозила оттуда золотые украшения, уничтожив инкскую культуру.

Двумя столетиями позже армии Наполеона с грабежами прокатились по Европе и Египту, и желание поживиться сокровищами покоренных стран вдохновляла императора не меньше, чем идея военного господства. В середине XIX века, после первой «опиумной» войны, Англия с Францией спорили за трофеи, захваченные в китайской провинции Кантон. Они вывезли из страны тысячи бесценных произведений.

 

Завоеватель в роли художественного критика

Адольф ГитлерИскусство может открыть людям глаза на красоту и величие чужих культур, однако оно же способно заставить общество крепко зажмуриться. Правда, как и красота, живет в глазах своего хозяина: публика видит в искусстве то, что хочет в нем увидеть.

В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, который принес с собой весьма специфическое отношение к искусству. Гитлер считал себя очень культурным человеком. Несмотря на то, что будущий фюрер дважды проваливался на экзаменах в венскую Академию художеств, он учился живописи, скульптуре и архитектуре, а одно время даже продавал туристам свои акварели, пользовавшиеся спросом у любителей шаблонного романтического реализма. Гитлер ходил в театры, посещал оперу и музыкальные концерты, испытывая особую любовь к творчеству Рихарда Вагнера (и не только по причине яростного антисемитизма композитора).

 

Конфискации произведений искусства в III Рейхе

Немцы разгружают шедевры, вывезенные из галереи Уффици, чтобы якобы убрать на хранение до окончания войныИстории конфискаций повторялись с тошнотворным однообразием. С 1939 года Германия покоряла страну за страной, и повсюду нацисты отбирали принадлежавшую евреям собственность на том основании, что евреи не являются настоящими гражданами. Иногда собственников отправляли в концентрационные лагеря, а затем захватывали «оставшееся без хозяина» имущество. Поначалу нацисты отдавали конфискованное на ответственное хранение, но вскоре были приняты законы, разрешившие массовое расхищение. Различия существовали только в масштабах мародерства: если в Восточной Европе нацисты без стеснения грабили культурные ценности завоеванных государств, то на Западе они в основном ограничивались конфискацией частных коллекций, оставив в неприкосновенности государственные собрания.

 

История одной семьи (дело Марии Альтман)

Мария Альтман - наследница Фердинанда Блох-Бауэра - вернула множество картин Густава Климта, хранившихся в австрийских музеяхРасправившись с «извращенным» искусством в государственных музеях, нацисты обратили свои взоры на коллекции немецких евреев и других вымышленных врагов рейха. Воспользовавшись аншлюсом Австрии, в результате которого в 1938 году эта страна вошла в состав Германии, нацисты начали охоту на австрийских евреев.

С тех пор прошло больше семидесяти лет, но Мария Альтман, родившаяся в 1916 году в Вене, в богатой еврейской семье, очень хорошо помнит это время. «Они забирали самых старых евреев и заставляли их скрести тротуары, — вспоминает она. — Друзья моих родителей, им всем было примерно 60 — 70 лет, начали кончать жизнь самоубийством, потому что не видели для себя другого выхода».

 

Последняя воля Гитлера

Йозеф Пауль Геббельс, один из главных военных преступников фашистской ГерманииСоображения мести во многом определяли политику Третьего рейха. В 1940 году Геббельс предложил законопроект, получивший название «Репатриация предметов культуры из вражеских государств», и поручил Отто Кюммелю, директору Берлинского музея, составить список культурных ценностей, либо имеющих немецкое происхождение, либо ранее принадлежавших немцам, которые были вывезены из страны начиная с 1500 года.

В этом одиозном списке законно купленные ценности приравнивались к трофеям наполеоновских войн и на равных основаниях подлежали репатриации в Германию. Кюммель составил всего пять докладов, но проект так и не был реализован — возможно, это объяснялось тем, что немецкие войска настолько увлеклись грабежом произведений искусства, что просто не успевали отличать немецкие шедевры от ненемецких.

 

Янтарная комната

При всем великолепии Янтарной комнаты она была лишь одним из пятисот тысяч произведений искусства, общей стоимостью около 1,25 миллиарда долларов, которые, согласно официальным данным, были вывезены, повреждены или уничтожены немецкими войсками на территории России за время войныК сожалению, судьба некоторых произведений до сих пор остается неизвестной. Среди сокровищ мирового искусства, захваченных в годы Второй мировой войны, была знаменитая Янтарная комната из Большого Екатерининского дворца в Пушкине (ранее известном как Царское Село), летней резиденции Екатерины Великой под Санкт-Петербургом (Россия).

Получившая название «восьмого чуда света», Янтарная комната представляла собой 500 квадратных футов балтийского янтаря, весившего более 6 тонн и выложенного сложной мозаикой с вставками из зеркал и золота. Янтарный кабинет первоначально принадлежал прусскому королю, а в 1716 году был преподнесен Петру Великому в знак дружбы между двумя державами. (На сегодняшний день стоимость такого подарка оценивается примерно в 250 миллионов долларов.)

 

Золото Шлимана и сталинские репарации

Золото ШлиманаИ все-таки большинство ученых, политиков, любителей искусства и простых наблюдателей полагают, что Россия в своем желании побольнее отомстить бывшему союзнику вела себя, как мстительный ребенок. В мае 1945 года после капитуляции Германии, ее территория (которая на тот момент включала и Австрию) была разделена на четыре зоны оккупации под управлением советских, американских, английских и французских войск. Столкнувшись с практически неразрешимой задачей установления законных владельцев миллионов произведений искусства, американская, английская и французская администрации приняли решение вернуть все попавшие под их контроль экспонаты в те страны, откуда они были вывезены. (Такая политика привела впоследствии к бесчисленным судебным искам, поскольку для части стран желание включить доставшиеся шедевры в свои национальные собрания пересилило стремление вернуть их истинным владельцам.)

Однако Россия использовала оккупацию как возможность осуществить «репарации» в счет своих военных потерь. Подобно закону о «доле фюрера», советская программа репараций возглавлялась главой государства, опиралась на закон и осуществлялась знатоками искусства. Мало кто знает, что Иосиф Сталин также вынашивал планы строительства грандиозного музея, подобного гитлеровскому собранию в Линце, для чего были созданы специальные трофейные бригады, которые прочесывали советскую зону оккупации в поисках шедевров, оставшихся в побежденной Германии.

 

Предприимчивые частные коллекционеры

Тарквиний и Лукреция, РубенсВозможно, пример родного государства побудил отдельных офицеров Красной армии воспользоваться послевоенным хаосом для собственного обогащения. В 1945 году неизвестный похитил картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция» из дворца Сан-Суси в Потсдаме, под Берлином.

Сегодня картина стоимостью около 92 миллионов долларов находится в собственности российского бизнесмена Владимира Логвиненко, коллекционера, владельца стрип-клуба «Up&Down».

Логвиненко предложил продать картину Рубенса в Сан-Суси, однако отказался от этой идеи после того, как Германия заявила, что выдвинет против него обвинения в незаконном владении. В настоящее время Логвиненко передал картину Эрмитажу, который отреставрировал полотно и гордо вывесил в одном из своих залов.

 

Император похитителей произведений искусства

На картине Луи Шарля Огюста Кудера изображен Наполеон, осматривающий Лувр в обществе двух архитекторовВ период с 1796 по 1815 года - когда армии Наполеона в полном блеске стратегии катились по Европе и Египту, устраняя своих противников с молниеносной быстротой, талантливый император часто обращался за советами к художникам и археологам. Барон Доменик-Вивант Денон, известный как «око Наполеона», в 1802 году стал директором французских музеев и составил внушительные списки будущих приобретений в соответствии с пожеланиями своего великого господина. Денон сопровождал Наполеона в военных экспедициях в Австрию, Польшу и Испанию, а в 1797 году лично следил за транспортировкой из Венеции уже известных нам бронзовых коней с площади Сан-Марко.

Некоторые лица, не входящие в правительство, воспользовались хаосом наполеоновских войн для личного обогащения. Так, Франсуа Лефевр, служивший в начале XIX века куратором музея Альбертина в Вене, то ли непосредственно похитил, то ли нелегально скупил несколько сотен работ Альбрехта Дюрера, ведущего художника немецкого Ренессанса. Известно, что Франсуа Лефевр продал не меньше сотни работ Дюрера Антуану Франсуа Андреосси, наполеоновскому губернатору Вены.

 

Грабеж Иракского национального музея

Безутешный Мушин Хасан, заместитель директора Иракского национального музея, среди экспонатов, разбитых во время грабежа в апреле 2003 года.При благоприятных обстоятельствах украсть произведение искусства может кто угодно. А война создает именно такие обстоятельства.

Весной 2003 года, после отрешения Саддама Хусейна от власти, горстка граждан Ирака разграбила Иракский национальный музей, опустошив культурное наследие народов древней Месопотамии.

Впрочем, грабители были не единственными, кто сумел поживиться в период хаоса. Иностранные граждане, солдаты и местные жители растащили бесценные Древние сувениры и современные произведения из Центра искусства Саддама.

 

"Женщина в белом" кисти Пабло Пикассо

«Женщина в белом» работы Пабло Пикассо — картина неоклассического периода творчества художника и предмет сложного судебного разбирательства.Произведения искусства, возвращенные законным наследникам жертв Холокоста, редко остаются в их домах. Родственники коллекционеров не обязательно наследуют присущую предкам страсть к искусству, кроме того, финансовое положение порой не позволяет им обеспечить безопасность шедевров. В 2002 году Томас Беннигсон узнал, что является единственным наследником картины Пабло Пикассо «Женщина в белом» (1922), которую его бабушка Карлотта Ланд-сберг отослала парижскому антиквару в конце 1930-х годов, перед бегством из Парижа.

Коллекция антиквара была конфискована, а после войны оказалась разбросанной по всему миру. Поэтому, когда спустя более чем 60 лет «Женщина в белом» появилась в коллекции одной дамы из Чикаго, которая законным образом приобрела картину, не зная о ее сомнительном прошлом, Томас Беннигсон немедленно подал иск. Три года спустя он согласился принять 6,5 миллиона долларов и отказаться от своих прав на полотно.

   

Тайна Мидора

Драгоценные камни, стекло, жемчуг, кораллы, эмаль и перламутр украшают позолоченный серебряный переплет Евангелия Самуэля, созданный в IX веке.Почти тысячу лет церковь Святого Серватиуса в Кведлинбурге (Германия) держала в страхе силы зла. На престоле сменялись императоры, а церковь продолжала накапливать и хранить бесценные сокровища: реликварии, богато иллюминированные манускрипты, монеты и предметы религиозного назначения. Но в конце Второй мировой войны один американский лейтенант обнаружил в Альтенбурге тайник со спрятанными в пещере церковными сокровищами и присвоил себе его содержимое.

В апреле 1945 года Джо Том Мидор отобрал несколько церковных сокровищ и отправил их военной почтой к себе домой, в родной техасский город Уайт-райт. Мидор был веселым малым и имел вкус к красивой жизни: в своем доме в Далласе он выстроил целый храм для украденных сокровищ и любил поражать гостей, демонстрируя бесценные реликвии.