Потерянные шедевры

Торговля похищенными шедеврами

В 1994 году воры проникли в здание Национальной галереи Осло (Норвегия) через разбитое окно, а затем выбрались обратно, прихватив с собой «Крик» Эдварда Мунка. Спустя несколько месяцев картина была обнаружена. Одна из версий «Крика», похищенная из музея Эдварда Мунка, была найдена лишь в августе 2006 года.Похищение предметов искусства превратилось в глобальную проблему человечества. Эти преступления касаются каждого из нас. Следует отметить, что почти половина всех найденных произведений искусства были обнаружены за пределами стран, в которых произошло похищение, а доля вывезенных из разных стран шедевров достигает 80 процентов. В этом преступном бизнесе вращаются огромные деньги, здесь уже давно налажены международные связи.

Потери мирового культурного наследия чаще всего невосполнимы. Тем не менее, за исключением Италии, правоохранительные органы многих стран мира не торопятся считать похищение произведений искусства одним из приоритетных направлений своей деятельности. Почему так происходит?

 

Жертвы похищения

Мона Лиза, Леонардо да ВинчиИстория пестрит примерами несчастных любителей искусства, которых безудержная и неукротимая страсть толкнула на нарушение закона.

В августе 1911 года, в понедельник утром, простой итальянский столяр по имени Винченцо Перуджиа вышел из своего укрытия в камере хранения Лувра и снял «Мону Лизу» (Джоконда) со стены салона Карре.

В тот день музей был закрыт, но Перуджиа, работавший над сооружением витрины для «Моны Лизы», сумел проскользнуть внутрь, не привлекая внимания охраны.

Похищенную картину он унес в свою крошечную парижскую квартиру, где и был арестован два года спустя, когда попытался продать «Мону Лизу» директору галереи Уффици во Флоренции.

 

Портрет Фрэнсиса Бэкона

Портрет Фрэнсиса БэконаНе только сотрудники полиции и частные детективы охотятся за произведениями искусства, порой даже художники откладывают кисти, чтобы помочь общему делу.

В 1952 году родившийся в Германии английский художник Люсьен Фрейд написал на маленькой медной пластине, размером 5х7 дюймов, потрет своего друга, художника Фрэнсиса Бэкона.

Несмотря на то что Бэкон в то время был малоизвестным художником, галерея Тейт проявила дальновидность, купив портрет для своей постоянной экспозиции.

Андреа Роуз, директор отдела изобразительного искусства Британского Совета, так описала потрет Фрэнсиса Бэкона, выполненный его другом Люсьеном Фрейдом: «Портрет одного национального кумира работы другого».

 

Металлолом за 3 миллиона фунтов

Генри Мур, Лежащая фигура, бронзаАнглийский скульптор Генри Мур часто изображал лежащие фигуры, вдохновляясь американским искусством доколумбовой эпохи. Эта двухтонная бронзовая скульптура под простым названием «Лежащая фигура» была похищена в конце 2005 года.

Когда полиция и пресса сообщают о крупной краже произведения искусства, обычно имеется в виду высокая стоимость похищенного. Но в некоторых редких случаях речь идет и о размерах произведения.

 

Изгнание из Эдема

«Изгнание из Эдема» считается образцом испанского колониального искусства и, скорее всего, было написано художником-самоучкой. Большое полотно было вырезано из рамы во время ограбления одной из мексиканских церквей.По мере того как музеи повсеместно усиливают меры безопасности, ворам приходится искать более легкую добычу. Сотни церквей по всей Европе каждый год подвергаются ограблению, совсем недавно Франция обогнала Италию по числу ежегодных потерь.

В Мексике организованные банды грабят деревенские церкви, вытаскивая все, что только можно унести: картины, статуи, ризы и исторические документы. В деревне Сан-Мигель Атлутла жители собрали деньги на установку видеокамеры, чтобы защитить деревянную статую местного покровителя — Святого Мигеля.

Когда молодой воришка, пытавшийся украсть золотые монеты из ладони статуи, привел в действие сигнализацию, жители забили в церковные колокола, связали похитителя и сдали его прибывшим полицейским.

 

Кратер Ефрония

Детали росписи терракотовой вазы, выполненной греческим художником Ефронием. Ваза была возвращена в Италию в ноябре 2005 года музеем Джона Пола Гетти.В конце 2005 года итальянские власти обвинили Марион Тру, многолетнего куратора коллекции античного искусства музея Джона Пола Гетти в Лос-Анджелесе, в злонамеренном приобретении краденых произведений искусства.

Итальянская сторона настаивала на том, что более сорока экспонатов из коллекции музея Гетти, в том числе античная статуя Афродиты, а также терракотовая ваза (кратер) с изображением греческого героя Персея, спасающего Андромеду от морского чудовища, были получены в результате незаконных раскопок или же попросту украдены и контрабандно вывезены из Италии.

Администрация музея Джона Пола Гетти настаивала на невиновности Марион Тру.

 

Мона Лиза в скульптуре

Бенвенуто Челлини,автор знаменитой «Сальеры», считается одним из величайших итальянских мастеров из поколения последователей Микеланджело.Задача специалистов по охране заключается в том, чтобы произведения искусства оставались на своих местах. Однако если такие специалисты сами становятся похитителями, они могут поставить персонал музея в очень затруднительное положение.

Весной 2003 года пятидесятилетний специалист по системам охранной безопасности по имени Роберт Манг зашел в венский Музей истории искусства, где взор его пал на одно из самых ценных произведений искусства всего мира, золотую «Сальеру», или королевскую солонку, которую для французского короля Франциска I изготовил знаменитый скульптор, ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571).

 

Особые способы похищения ценностей

Этот оригинал «Вазы с цветами» Гогена Эли Сакхай выставил на аукцион за 310 000 долларов в мае 2000 года, незадолго перед крахом своей многолетней аферы.Идеальных преступлений, как известно, не существует, однако афера Эли Сакхая по изготовлению подделок почти достигла совершенства. На протяжении двух десятилетий Сакхай, владелец картинной галереи на Манхэттене, объезжал ведущие нью-йоркские аукционные дома, скупая картины Сезанна, Ренуара, Шагала, Гогена, Клее, Модильяни и других художников.

Это всегда были работы так называемого «среднего уровня», которые не привлекали к себе особого внимания, и стоимость которых не превышала нескольких сотен тысяч долларов. Затем Сакхай заказывал копию своего приобретения, настаивая на том, чтобы новая картина имела полное сходство с оригиналом, вплоть до едва заметных пятен на обратной стороне холста. Иногда он сразу же просил покрыть копию особым составом, который «состаривал» ее. Когда с момента покупки проходило достаточное количество времени, Сакхай продавал копию ничего не подозревающему коллекционеру или дилеру, обычно сопровождая картину «сертификатом подлинности», принадлежащим оригиналу.

 

Поврежденные произведения

«Шторм на море Галилейском» (1633) считается единственным дошедшим до нас морским пейзажем Рембрандта. Существует опасение, что полотно безвозвратно погибло после похищения из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.Похитителям произведений искусства хотя бы из эгоистических соображений следует время от времени освежать свои познания о методах хранения культурных сокровищ. Поврежденная живопись очень резко падает в цене, оставляя мошенников с пустыми руками. Например, вопреки распространенному мнению, большинство картин категорически нельзя скатывать в рулон.

Правильное хранение настолько важно, что музей Изабеллы Стюарт Гарднер в пятнадцатую годовщину ограбления издал специальный пресс-релиз, в котором умолял нынешних владельцев содержать картины в надлежащих условиях.

 

Крик

В 1994 году воры проникли в здание Национальной галереи Осло (Норвегия) через разбитое окно, а затем выбрались обратно, прихватив с собой «Крик» Эдварда Мунка. Спустя несколько месяцев картина была обнаружена. Одна из версий «Крика», похищенная из музея Эдварда Мунка, была найдена лишь в августе 2006 года.Положительная сторона существенного усиления безопасности музеев лежит на поверхности — отныне воры дважды подумают, стоит ли связываться со сложными охранными системами и ночной сигнализацией, установленными во всех крупнейших мировых музеях. Отрицательная сторона заключается в том, что воры могут предпочесть спокойно войти через гостеприимно открытые двери музея средь бела дня и выйти с добычей на глазах у перепуганных посетителей.

Именно так случилось утром 22 августа 2004 года, когда двое мужчин в черных лыжных масках с пистолетами в руках ворвались в здание музея Мунка в Осло, совершив беспрецедентное для Норвегии вооруженное ограбление. Один из мужчин, говоривший по-норвежски, заставил примерно семьдесят посетителей музея лечь на пол, а затем наставил пистолет на двоих безоружных охранников. Тем временем двое его сообщников сорвали со стен знаменитые полотна «Крик» и «Мадонна».

 

Коллекция Артура Фельдмана

«Малонна с млаленцем». Рисунок австрийского художника Мартина Иоганна Шмидта из конфискованной коллекции Артура Фельдмана.Чешский адвокат Артур Фельдман был крупнейшим в Европе коллекционером рисунков старых мастеров, но в 1939 году, после вторжения нацистов в Чехословакию, вилла Фельдмана была конфискована вместе с коллекцией. Более семисот пятидесяти рисунков, в том числе работы Рембрандта, Караччи, Гверчино, Пармиджанино, Фрагонара, Веронезе и фон Аахена, были вывезены в Германию. На протяжении двух лет Фельдман и его жена вели нищенское существование, а в марте 1941 года они были арестованы и подвергнуты пыткам. Артур Фельдман умер от инсульта через несколько дней после ареста, прежде чем ему успели вынести смертный приговор. Его жена Гизела погибла в концентрационном лагере Аушвиц. 

 

Цены меняются каждый день

Посетитель аукциона Сотбис рассматривает картину «Избиение млаленцев» Питера Паюля Рубенса, написанную между 1609 и i6ll годами. В этом произведении отражена новаторская для того времени сложность фламандского искусства.В Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Риме и других городах по всему миру нет отбоя от туристов, готовых заплатить солидную входную плату за право увидеть величайшие шедевры мирового искусства. Но на большинство этих произведений можно посмотреть совершенно бесплатно накануне основных торгов в аукционных домах, где красоту искусства дополняют размещенные рядом таблички со стартовой ценой. (Как вы думаете, в парижском музее д'Орсэ станут унижаться, напоминая, что сказочный Эдгар Дега стоит 20 миллионов долларов?)