Как мы производим экспертизу

Инфракрасная рефлектографияОдним из действенных способов экспертизы, используемый нашими специалистами, является инфракрасная рефлектография. С помощью специального инфракрасного излучения, которое проникает сквозь верхние слои объекта экспертизы (картины и т.д.) мы можем исследовать слой непосредственно под видимой поверхностью (т.е. нижележащие скрытые слои).

 

Экспертиза произведений искусства и ее методы

В.Л.Боровиковский - Архангел Михаил. 1790-е, холст, масло,  Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургСоциальные изменения в жизни того или иного общества, естественно, накладывают свой отпечаток на развитие культуры этого общества. Так, "перестройка" у нас в стране словно выпустила из "подземных казематов", наряду со многим, так интересующий нас антикварный рынок. Последний востребовал к себе на службу достаточно редкого специалиста эксперта художественных ценностей. Совсем не значит, что их не было. Были они и до 1917 года, были они и потом. Но никогда они не были столь значимы, как сейчас. Вряд ли есть в этом что-либо удивительное. Рынок требует произведений искусства, подлинность которых подтверждена. И ответ на поставленный вопрос должны дать люди, в силу обстоятельств выделившиеся в некую касту экспертов. Заранее предупреждаем, мы не будем давать рецепты "правильной" экспертизы. И никаких оценок. Никаких сравнений с западным и, стало быть, "правильным" рынком с "правильными" экспертами.

Мы попробуем остановить внимание на предмете, о котором многие говорят, но никто не удосужился узнать, а что же это такое. Особенно применительно к изящным искусствам.

 

Проблемы экспертизы произведений графики

Брюллов Карл Павлович: Семья итальянцаЦель экспертизы художественных произведений - определение их художественной ценности.

Основными критериями при этом являются: художественное качество, редкость, дата, имя художника.

Если для определения редкости и художественного качества достаточно теоретических искусствоведческих знаний и визуальной экспертизы, то для определения даты и имени художника этого чаще всего мало.

 

Применение растровой электронной микроскопии (РЭМ) при исследовании археологического и реставрационного материала

Фото волокна современного полимера с применением растровой электронной микроскопии (РЭМ)НИИ Рускультурэкспертиза в своей структуре имеет сектор физических исследований, основная деятельность которого направлена на выявление с помощью аналитических методов технико-технологических особенностей движимых памятников истории и культуры из музейных коллекций. Одним из методов, прошедших апробацию и давших определенные наработки, является метод растровой электронной микроскопии (РЭМ).

Для музейной работы в мировой практике более принят электронный микрозонд, сочетающий в себе свойство электронного микроскопа и рентгено-флюоресцентного микроанализатора. Раньше в лаборатории наши возможности были ограничены лишь электронным растровым микроскопом без анализатора, но и изолированно РЭМ дает весьма хорошие результаты. Действие РЭМ основано на фокусировке электронного пучка линзами в тонкий луч-зонд, непрерывно сканирующий поверхность объекта в условиях "глубокого вакуума".

 

Александр Ренжин: радость открытия. Коллекция уникальных икон.

Эксперт НИИ Рускультурэкспертиза Александр Ренжин в своей мастерскойОтветственный секретарь экспертного совета НИИ "Рускультурэкспертиза" А.Ренжин:

Поиском, исследованием и реставрацией икон я занимаюсь уже более 30 лет. Каждая суббота — это выход на вернисаж в Измайлове с тем, чтоб хоть что-то там найти. Но среди сотен тысяч икон найти что-либо достойное внимания сейчас чрезвычайно трудно. Вообще материал ко мне приходит из разных мест. Зачастую при храмах бывают помещения, в которых просто сложены вышедшие из церковного обихода ветхие иконы. И на одной из сотни икон под чёрными наслоениями может оказаться древняя живопись. Порой у кого-то дома хранятся нетронутые иконы, а люди даже не подозревают, что они представляют художественную ценность. А бывает, что где-нибудь на чердаке десятки лет лежит старая, почерневшая, грязная и засиженная птицами старая икона.

Вот недавно нам такую икону привезли — даже не видно было, где у неё тыльная сторона, а где лицевая, настолько она была загрязнена. Просто кусочек где-то откололся, и вдруг увидели: «O! Там живопись внизу!» Бережно удалили поздние наслоения, и оказалось, что под ними - прекрасная живопись, а эта икона на чердаке 50 лет провалялась. Такие открытия до сих пор происходят.

 

Ультрафиолетовое тестирование полихромных произведений искусства

К. Брюллов, Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула, 1834. ОригиналПоследние годы Россия теряет огромное количество произведений искусства и различных художественных ценностей, незаконно вывозимых за ее пределы. Как известно, в целях пресечения этого процесса и, одновременно, нормализации перемещения через границу предметов, вывозимых и ввозимых законным путем, по Указу Президента России создана специальная контрольная Федеральная служба.

Предметы, предназначенные для перемещения, первоначально подвергаются осмотру искусствоведами и, если препятствий к их вывозу или ввозу не имеется, то владельцам или лицам, сопровождающим эти предметы, выдается соответствующее разрешение. При этом документальная фиксация самих предметов производится обычным фотографическим путем.

 

Атрибуция серебряного портсигара начала XX века из коллекции Государственного историко-культурного музея заповедника "Московский Кремль"

Портсигар, 1922-1924гг. Серебро, чеканка, золочение, 12,5х9см. Московский платиновый заводПри определении памятников ювелирного искусства, выполненных из золота и серебра, исследователь прежде всего обращает внимание на клейма, которые удостоверяют пробу, место производства, мастера. Однако важное значение имеет и декоративное оформление произведения искусства, так как каждая вещь является продуктом своей эпохи.

Цель нашего исследования - уточнение атрибуции на одном из памятников советского прикладного искусства, а именно, портсигаре, хранящемся в фондах музея-заповедника "Московский Кремль".

 

"Мнимая" и настоящая Гжель. Проблемы экспертизы современного гжельского фарфора

Гжель. Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 векаДо настоящего времени интерес к подделкам в области фарфора проявлялся главным образом по отношению к изделиям более старым, редким и поэтому высоко ценимым в среде коллекционеров. Из истории известно, что в конце XIX века и в России, и в Европе был очень популярен русский фарфор XYIII начала XIX века. С одной стороны, его популярность привела к тому, что в это время стали складываться частные коллекции фарфора, составившие впоследствии ядро многих музейных собраний.

С другой стороны, с развитием подобного интереса росли цены на изделия и плодились, как грибы, подделки. В Париже, Берлине, Гамбурге, Вене, Венеции, Варшаве организовался массовый выпуск фальшивок, появились специальные предприятия и мастерские по созданию копий фарфоровых статуэток Гарднера, гжельского "лубка".

 

О роли ювелирно-минералогической экспертизы в атрибуции знаков инвеституры Гиоргия XII, последнего царя восточной Грузии

Скиптр Гиоргия XII (Грузинский скипетр). Золото, серебро, бриллианты, рубины, эмаль, литье, чеканка, гравировка. Длина - 64,7 смИсследователи предметов ювелирного искусства зачастую рассматривают ювелирно-минералогическую экспертизу только как обязательную часть учетнохранительской работы, недооценивая ее роль в атрибуции. Но каждый из ее разделов: общий вес экспонатов, определение драгоценного металла и его пробы, определение ассортимента, количества и каратности драгоценных и прочих камней - может дать ученому нить для дальнейших поисков. Даже несовершенная и неполная ювелирно-минералогическая экспертиза ассортимента и количества самоцветов помогла распутать историю так называемого "скипетра Павла I", хранящегося в Оружейной палате.

Все началось с иллюстрации в альбоме: золотой ствол жезла власти как будто вырастает из розетки листьев, чью резную поверхность покрывает прозрачная изумрудно-зеленая эмаль, контрастируя с поясками рубинов и бриллиантов. Качество работы выдавало руку крупного мастера. Однако какие-либо клейма отсутствовали, свидетельствуя о том, что вещь была явно заказной, и заказ этот мог исходить непосредственно от Павла I, чей вензель почему-то украшал щиток на груди двуглавого российского орла-навершия. В аннотации было указано, что скипетр принадлежал этому императору.

 

Основные проблемы экспертизы и атрибуции скульптуры

Канова Антонио, Портрет неаполитанского короля Иоахима Мюрата, Италия. 1800-е. Мрамор, 67х34х33В практике специалистов, занимающихся экспертизой, атрибуцией произведений искусства, четко наметились общие принципы деятельности. Они основаны на соответствующей научной подготовке, исходящей из знаний истории искусств, техники и технологии изготовления художественных произведений в историческом контексте, истории общества и т.д., что определяет возможность понять исследуемый предмет.

Первым требованием является умение правильно увидеть произведение тщательный осмотр, при необходимости с использованием физико-химических методов исследований, с помощью которого удается наибольшее выявление данных, а затем регистрация их (документальная фиксация). Второе здравое суждение при интерпретации результатов, чувство меры. Третье - способность это правильно изложить. Поскольку такая деятельность имеет и научную, и художественную специфику, то она требует определенных способностей, таланта.

 

Некоторые аспекты экспертизы исторического и художественного металла

Экспертиза металлов  разрешает как диагностические, так и идентификационные задачиБольшинство опубликованных в нашей стране работ по технико-технологической экспертизе произведений искусства посвящено картинам (технические работы по археологическим памятникам, разумеется, здесь не рассматриваются, поскольку в большинстве случаев в них речь об экспертизе как таковой не идет, и вопросы аутентичности не возникают).

Такая ситуация абсолютно не соответствует современной мировой практике. Напротив, основные дебаты возникают относительно произведений прикладного искусства, в частности, относительно древних металлических предметов, фальсификации которых стали чумой мирового рынка. Это и неудивительно, поскольку металлы пока (в отличие от органических материалов и керамики) не допускают прямого абсолютного датирования техническими методами. В данном сообщении мы постараемся суммировать основные критерии косвенных технических экспертных оценок, основанных на анализе состава/структуры древних цветных металлов и некоторых технологических моментах.

 

Криминалистическая портретная идентификация и атрибуция произведений изобразительного искусства

Портретная идентификация с помощью компьютераАтрибуция портретов - традиционно искусствоведческая задача. Однако в случаях наиболее сложных и спорных искусствоведы нередко обращаются за помощью к криминалистике. В этой науке, располагающей в своем арсенале множеством средств установления личности, имеется и такой раздел, как криминалистическая портретная идентификация, ведущая свою историю еще со времен французского криминалиста Альфонса Бертильона (80-е годы XIX века). Научными предпосылками данного вида идентификации являются свойства внешности человека и ее рендеринг.

Криминалистически значимы индивидуальность внешности, относительная устойчивость характеризующих ее признаков. Знание закономерностей изменения признаков внешности и результатов воздействия на них условий отображения позволяют проводить идентификацию личности.

 

О роли архивных источников в атрибуции произведений искусства

Зим, Феликс Франсуа Жорж Филибер - Гавань в КонстантинополеКак известно, никакая, даже самая полная знаточеская и технико-технологическая атрибуция произведения искусства, в принципе, не может считаться завершенной до того момента, пока она не подтверждена историческими документами, проливающими свет на происхождение и бытование вещи.

Это может быть заказ, счет, квитанция, упоминание в описях и в переписке, дневниковые записи, неопубликованные каталоги. Очень часто содержащиеся в сухих документах сведения позволяют не только подтвердить, но и впервые установить имя автора произведения, до сих пор числившегося под унылой маркой "неизвестный художник".

 

Некоторые проблемы экспертизы русской живописи второй половины XIX века

Перов Василий Григорьевич, Спас. 1861, общий видНа протяжении долгих лет многочисленные работы русских художников второй половины XIX века, связанные с их религиозными верованиями и исканиями, с их работой для церкви, не были предметом серьезного и пристального внимания искусствоведов. Со времен В.В. Стасова в творчестве отечественных живописцев-реалистов акцентировались рационалистические, антиклерикальные, атеистические аспекты; академическая же религиозная живопись вообще практически игнорировалась. "На виду" оставались лишь внецерковные произведения на евангельские сюжеты И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, В.Д. Поленова. Попытки же возрождения церковного религиозного искусства рассматривались лишь в связи с творчеством В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля и относились к концу XIX - началу XX века.

Между тем, в реальном историко-художественном процессе России второй половины XIX века место и роль религиозных образов были гораздо более значительными и важными. Не только постоянно работавшие по церковным заказам академисты, но и художники крута П.А. Федотова, многие москвичи-шестидесятники, члены Петербургской Артели художников, передвижники исполнили множество произведений на религиозные сюжеты, создавали иконы и стенные композиции для храмов.

 

Икона или картина? О типологии некоторых спорных памятников конца XVII - первой половины XVIII века.

Богоматерь Казанская. Икона. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музейНесколько лет назад на конференции, посвященной охране музейных ценностей, один из докладчиков определил технологический уровень существования памятника, как высший.

Нам ближе мнение Светланы Викторовны Римской Корсаковой: технология - это мировоззрение. Необходимо включение физико-химических исследований в общий историко-культурный контекст, вне которого технологические изменения не могут получить верного истолкования.

С этих позиций мы предлагаем рассмотреть группу малоизученных икон на полотне, бытовавших в России на рубеже XVII - XVIII веков.

 

Малоизвестная картина М.Ф. Квадаля "Коронация Павла I и Марии Федоровны" из собрания Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева

М.Ф.Квадаль, Коронация Павла I и Марии Федоровны, общий видВ 1886 году на следующий год после открытия Радищевского музея его собрание в числе других даров пополнилось "весьма ценным приношением", по словам первого хранителя музея А.Л. Куща, картиной М.Ф. Квадаля.

В первую инвентарную книгу работа была записана под названием "Коронование императрицы Марии Федоровны", автор назван художником немецкой школы (оценена была тогда в 15 тысяч рублей).

На рубеже XIX - XX веков картина экспонировалась в одном из залов музея, как видно на фотографии из архива; после 1917 года, очевидно, не была показана ни разу, нигде не публиковалась и остается практически не известной современным исследователям.

 

Техника живописи Ф.С. Рокотова по данным технологической экспертизы "Портрета Екатерины IIй и "Портрета В.А. Нарышкиной" из собрания ГИМ

Ф.С.Рокотов, Портрет Екатерины II, ГИМВ данной статье обобщены результаты исследования техники живописи двух произведений Ф.С. Рокотова: "Портрет Екатерины II" и "Портрет Варвары Алексеевны Нарышкиной" из собрания Государственного Исторического музея. Работа осуществлена возглавляемой мной в ГИМе группой специалистов В.А. Ивановым, B.C. Окуньковым, К.А. Мееровым, С.А. Писаревой. Она является первым опытом в решении стоящей сейчас перед нами более масштабной задачи: разработки методики создания компьютерного Охранного Видеографического Банка данных ГИМ, в частности, его раздела, посвященного станковой масляной живописи. Эта работа ведется в настоящее время в тесном сотрудничестве с научным коллективом музея и при взаимных консультациях с Научно-исследовательской лабораторией Дирекции музеев Франции.

Охранный Видеографический Банк данных ГИМ современная компьютерная система для хранения, обработки и представления результатов технико-технологических исследований произведений искусства с целью систематизации данных, фиксации сохранности и дальнейшего изучения памятников. Материалы данного сообщения систематизированы и обработаны в рамках Охранного Видеографического Банка данных ГИМ.

 

Решение задач научно-практической экспертизы на примерах произведений русских и иностранных художников XVIII века

Д.Г. Левицкий, портрет М.А.Дьяковой (ГТГ). Фрагмент, лобЗадачи практической экспертизы решаются методом комплексного стилистического и технико-технологического анализа. Стилистические признаки произведения позволяют предположить время создания, школу, оригинальность или копийность, в отдельных случаях - авторство картины.

Для окончательного решения этих вопросов необходима технологическая аргументация.

К основным задачам практической экспертизы можно отнести следующие:

 

"Мадонна со щегленком" Джандоменико Тьеполо (Джамбаттиста): опыт комплексного исследования

Джованни Баттиста Тьеполо, Мадонна со щегленком, 1507При экспертизе картин старых западноевропейских мастеров наиболее перспективным, на наш взгляд, является комплексный метод исследования, сочетающий формально-стилистический анализ и историко-искусствоведческое исследование с технико-технологическим. Возможности каждого метода, взятого по отдельности, поневоле очень ограничены. Формально-стилистический анализ сам по себе, даже при правильных выводах, недостаточен для экспертизы, требующей конкретных, "вещественных" доказательств.

Кроме того, он чреват ошибками, так как, сравнивая экспертируемое произведение, ввиду недоступности оригиналов с репродукциями аналогий, необходимо учитывать, что их стилистические особенности могут быть искажены не только плохим качеством репродукции, но и неизвестным нам состоянием сохранности картины или просто иным реставрационным подходом. С другой стороны, и чисто технологическое исследование не застраховано от ошибок и, не скорректированное знанием историко-художественного контекста, часто не может дать убедительных результатов. К сожалению, в нашем распоряжении редко имеется достаточное количество бесспорных эталонов для сравнения, а наше знание техники живописи старых мастеров и небольшой банк данных несопоставимы с бесконечностью и многообразием самого материала.

 

Структурный анализ и система оптического построения живописи в произведениях западноевропейских мастеров XVII века

Изак Адам Виллартс. Рыбный рынок на морском берегуКартина музейного значения в известной степени отражает определенный этап в развитии той или иной живописной школы и поэтому может представлять традиционный художественный метод или новый живописный поиск, мастерское владение техническими приемами или подражательно-имитационный вариант.

В аспекте материаловедческой характеристики картина является оформленной и синтезированной совокупностью технологических приемов, специфика которых может быть выявлена лишь в связи с пониманием тех живописных задач, которые решались художником определенной школы в соответствующий отрезок времени.

Практическая деятельность по изучению произведений западноевропейской живописи XVII века в течение последних пяти лет позволила нам выработать конкретные приемы структурного анализа, которые легли в основу нашего метода.

 

Пигменты итальянской, голландской и немецкой школ живописи XVII - XVIII веков как один из элементов экспертизы

Органический пигмент, колорНесмотря на то, что в настоящий момент круг пигментов, использовавшихся в живописи, достаточно хорошо известен, а методика их идентификации не представляет особой сложности, мы только в редких случаях можем связывать обнаружение того или иного пигмента с определенным временем создания произведения.

Причина тому очевидна: практически, лишь немногие пигменты, использовавшиеся в станковой живописи до конца XVIII века, имеют точные исторические сведения о начале их использования.

Исключение составляет берлинская лазурь, для которой известна дата открытия - 1704 год.

   

Проблемы научно-технической экспертизы произведений живописи в лаборатории

А.Рослин, Портрет Великого князя Павла Петровича, рентгеновский снимок. Владимиро-Суздальский музейСкладывающийся в настоящее время художественный рынок и, следовательно, увеличивающийся спрос на объективную информацию о произведениях искусства приводит к тому, что музейные лаборатории, традиционно имеющие дело с коллекциями собственных музеев, а также других государственных собраний, расширяют круг исследуемых работ как за счет активизации музейных закупочных комиссий, так и за счет работы с корпоративными негосударственными коллекциями и частными лицами.

Естественно, наиболее эффективным видом экспертизы является комплексная экспертиза, в которой наряду с технологическими и чисто материальными характеристиками привлекаются историко-искусствоведческие, архивные и исторические материалы. Однако, в ряде случаев, при условии хорошего приборного оснащения и наличии достаточного сравнительного материала, обоснованные заключения могут базироваться преимущественно на естественнонаучных методах исследования.

   

Экспертиза русских икон: объективные данные

Андрей Рублев - Святая Троица. Между 1408 и 1425, из Троицкого собора Троице-Сергиевой лаврыПроблема выявления икон-подделок существует для всех музеев и частных коллекций как русских, так и зарубежных, где представлена древнерусская живопись. В каждом собрании имеются иконы, в подлинности которых специалисты сомневаются, однако научные исследования сомнительных памятников проводятся очень редко, а результаты экспертиз публикуются еще реже.

Когда, кем и с какой целью могли изготовляться подделки? Их появление связано с началом коллекционирования икон в России, с возникновением российского антикварного рынка. Первыми собирать иконы для своих молелен начали со второй половины XIX века богатые старообрядцы. Они приобретали иконы, написанные до церковных реформ патриарха Никона, то есть до середины XVII века, отбирая иконы по внешним признакам древности (живопись под слоем черной олифы, двуперстное перстосложение и др.).

   

Экспертиза русских икон: объективные данные

Андрей Рублев - Святая Троица. Между 1408 и 1425, из Троицкого собора Троице-Сергиевой лаврыПроблема выявления икон-подделок существует для всех музеев и частных коллекций как русских, так и зарубежных, где представлена древнерусская живопись. В каждом собрании имеются иконы, в подлинности которых специалисты сомневаются, однако научные исследования сомнительных памятников проводятся очень редко, а результаты экспертиз публикуются еще реже.

Когда, кем и с какой целью могли изготовляться подделки? Их появление связано с началом коллекционирования икон в России, с возникновением российского антикварного рынка. Первыми собирать иконы для своих молелен начали со второй половины XIX века богатые старообрядцы. Они приобретали иконы, написанные до церковных реформ патриарха Никона, то есть до середины XVII века, отбирая иконы по внешним признакам древности (живопись под слоем черной олифы, двуперстное перстосложение и др.).

   

Функционально-типологический анализ при атрибуции рисунков старых мастеров

Кристоф Шварц - Похищение Европы. 1580, перо кисть серые чернилаПрошло немногим более ста лет с тех пор, когда стилистическая критика - главный и наиболее чувствительный инструмент атрибуционной практики - обрела свою научную методологию, принципиально отличную от вкусового субъективизма оценок и спонтанности суждений знатоков прошлого.

Особенно наглядно процесс её превращения в респектабельную научную дисциплину можно проследить на истории изучения рисунков старых мастеров, в частности - ранних нидерландских, фламандских и немецких XVI - XVII веков.

Сохранилось сравнительно небольшое число старых рисунков мастеров германоязычных стран, имеющих подписи и даты (здесь следует различать "авторские" подписи и надписи, нанесённые последующими поколениями коллекционеров). К тому же в рисунке, в отличие от живописи, в силу самой природы этого вида искусства, наиболее отчетливо смогли проявиться тончайшие нюансы мировосприятия и индивидуального почерка каждого мастера.

   

Экспертиза произведений живописи и графики. Правила экспертизы произведений каллиграфии и живописи в Китае

Живопись в Китае. ЖуравльЭкспертиза произведений каллиграфии и живописи считается в Китае самым трудным видом экспертизы. Как самостоятельное направление экспертиза свитков начала формироваться вместе с возникновением и развитием великой эстетической и искусствоведческой традиции. Наиболее древние трактаты по теории и истории каллиграфии и живописи относятся к IV - X векам. Во все времена трудности экспертизы произведений каллиграфии и живописи усугублялись рядом внешних и внутренних обстоятельств. К числу первых относится наличие необозримого числа работающих каллиграфов и художников, которые в течение своей творческой жизни создавали массу, как оригинальных памятников, так и копий и реплик с памятников предшествующих династий. На протяжении столетий в частных, монастырских и императорских собраниях скапливалось огромное количество памятников, большинство из которых были труднодоступны для обозрения. Утерянные шедевры оставались известными в копиях и по описаниям.

   

Анализ фактуры живописного произведения

Пример мягкой кисти: Клод Моне,  Le bassin aux nymphéasФактура определяется как видимое поверхностное строение картины, в зависимости от совокупности взаимоотношений всех ее технических материалов, как то: холста, грунта, красок, лака. При экспертизе художественного произведения исследование фактуры дает информацию такой же степени значимости, как и стилистический анализ и историко-архивные изыскания, так как в фактуре соединяются два наиболее важных признака картины. С одной стороны, в ней заложены почти все технико-технологические особенности картины (холст, грунт, краски, метод построения красочного слоя). С другой стороны, фактура есть результат творческой работы художника с живописными материалами и его отношения к выбранному методу построения красочного слоя. На фактуропостроении наиболее ярко сказывается индивидуальность мастера.

   

Технологический анализ картины

Инфракрасный сканер выявляет все темные элементы картиныЦелью исследования живописного произведения является определение времени его создания и подтверждение или отклонение имени автора.

Для этого в начале работы необходимо предварительно определить стилистические особенности произведения, а затем приступить к технологическому анализу картины с помощью бинокулярного микроскопа, а также физико-химических исследований.

   

Интерпретация результатов исследования

Технологические признаки вторичности

а) Прямые:

  • — подготовительный рисунок, жестко фиксирующий контуры предметов, участков теней и границы тонального изменения цвета;
  • — отсутствие подмалевка (для завершенных картин, написанных в традициях классической системы живописи);
  • — построение красочного слоя по принципу «раскраски» в границах рисунка;
  • — присутствие живописных материалов, не существовавших в то время, когда предположительно создавалась картина.
   

Изготовление микрошлифов проб грунтов и красочных слоев

Микрошлиф представляет собой небольшой поперечный срез образца грунта и красочных слоев, помещенный в углубление блока из органического стекла и залитый полиэфирной композицией.

Методика позволяет использовать для заливки в микрошлиф образец площадью от 1 до 0,2 мм2, вззятый живописного произведения. Эти пробы гораздо меньших размеров, чем те, которые берут реставраторы в процессе реставрации. Они представляют собой, как правило, часть маленькой пробы, взятой для микрохимического анализа, и изготовление микрошлифов идет в комплексе с химическим анализом, что позволяет при сравнении повысить надежность и достоверность результатов.