Конфискации произведений искусства в III Рейхе

Конфискации произведений искусства в III Рейхе

Немцы разгружают шедевры, вывезенные из галереи Уффици, чтобы якобы убрать на хранение до окончания войныИстории конфискаций повторялись с тошнотворным однообразием. С 1939 года Германия покоряла страну за страной, и повсюду нацисты отбирали принадлежавшую евреям собственность на том основании, что евреи не являются настоящими гражданами. Иногда собственников отправляли в концентрационные лагеря, а затем захватывали «оставшееся без хозяина» имущество. Поначалу нацисты отдавали конфискованное на ответственное хранение, но вскоре были приняты законы, разрешившие массовое расхищение. Различия существовали только в масштабах мародерства: если в Восточной Европе нацисты без стеснения грабили культурные ценности завоеванных государств, то на Западе они в основном ограничивались конфискацией частных коллекций, оставив в неприкосновенности государственные собрания.

Немецкие войска похищали произведения искусства практически во всех завоеванных ими странах, в том числе в Австрии, Польше, Франции, Чехословакии, Венгрии, Бельгии, Голландии, Люксембурге и Украине. К концу войны нацисты ограбили даже свою бывшую союзницу Италию, вывезя в Германию почти половину собрания флорентийской галереи Уффици и дворца Питти под предлогом защиты культурных ценностей от стремительно наступающих войск союзников. В России, с которой перед началом войны был заключен договор о ненападении, немецкие войска варварски уничтожали культурные центры, обстреливали из пулеметов храмы и загоняли скот во дворцы.

Франция, бывшая на момент начала войны культурной столицей мира, сильнее всего пострадала от грабежей, хотя заблаговременно проявленная осмотрительность позволила французам сберечь многие свои сокровища от рук нацистов. В конце лета 1939 года в то время как большинство французов наслаждались последними днями отпусков накануне войны, администраторы парижских музеев лихорадочно упаковывали национальные сокровища Франции. Стремясь спасти шедевры от гибели во время штурма, музейные работники вынимали из тяжелых рам хрупкие столетние холсты и аккуратно скатывали их, готовя к эвакуации.

Вечером 3 сентября 1939 года, когда Великобритания объявила войну Германии, сотрудники Лувра собрали вереницу из 70 грузовиков возле расположенного рядом здания театра Комеди Франсез, нагрузили их и под покровом ночи отправили за город. В течение следующих трех месяцев еще тридцать семь партий груза было вывезено из города и спрятано на хранение в окрестных замках. Помимо национального достояния, среди вывезенных сокровищ были также многочисленные коллекции, принадлежавшие французским евреям, которые доверили свое имущество Объединению национальных музеев Франции.

В 1940 году немцы оккупировали Францию и начали планомерную конфискацию произведений искусства. К счастью, марионеточному французскому правительству Виши, в ведении которого оставались некоторые государственные вопросы, чудом удалось отвлечь внимание нацистов от самых драгоценных французских сокровищ. У большинства частных лиц такой возможности не было, в особенности после создания Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (ЭРР) — оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга, ведавшего конфискацией. Первоначально главной задачей штаба было отчуждение еврейской собственности, но вскоре ЭРР во главе с главным нацистским идеологом Альфредом Розенбергом превратился в главный аппарат по отчуждению культурных ценностей. Оперативный штаб с комфортом разместился в здании национальной галереи Же-де-Пом в Париже. В период с 1940 по 1944 года через эту галерею прошло более двадцати двух тысяч предметов искусства. За годы войны нацисты захватили или незаконно приобрели более трети всех произведений, находившихся в частных французских коллекциях.

В 1939 году дети коллекционера Адольфа Шлосса отослали отцовскую коллекцию в замок Лаген возле города Тюль. Знаменитая по своим размерам и составу коллекция насчитывала триста тридцать три картины, в основном голландских и фламандских мастеров. Это было одно из самых известных частных собраний, включавшее картины Яна Брейгеля, Рембрандта, Арта ван дер Нера и Франса Халса. К сожалению, слава коллекции сослужила ей дурную службу: сразу лее после оккупации Франции немцы начали розыск собрания Шлосса. В 1943-м они наконец-то пронюхали про местонахождение картин, конфисковали их и раздробили коллекцию, раздав ее сразу в несколько агентств.

Используя свое политическое влияние, Лувр сумел оставить у себя сорок девять картин, однако остальные произведения попали в руки немцев, причем двести шестьдесят две картины взял лично Гитлер.

Легендарная коллекция Ротшильда, состоящая более чем из пяти тысяч произведений, так же была рассредоточена по нескольким тайникам, расположенным в разных частях страны. К сожалению, это лишь на время сбило нацистов со следа. В 1944 году В докладе особого отдела ЭРР по живописи отмечалось, что отделу удалось «доставить в Рейх» двадцать девять партий груза, включающих более четырех тысяч произведений искусства. «Отдел уже конфисковал большую часть сокровищ искусства, оставленных в парижских дворцах Ротшильда, и продолжает систематически прочесывать сельские владения членов семейства Ротшильдов, в частности знаменитые замки Луары, в поисках сокровищ искусства, чтобы сохранить для рейха важнейшие экспонаты всемирно известной художественной коллекции Ротшильда», — гласит отчет.

Среди этих «сохраненных» картин, найденных работниками особого отдела, были «Портрет мужчины в красном берете» Рафаэля, «Портрет Генриетты Французской в детстве» Ван Дейка, «Портрет баронессы Бетти де Ротшильд» Жана Энгра, несколько картин Рембрандта, а также картины Жана Оноре Фрагонара. В этом списке значился и «Астроном» Вермера, которого Гитлер отобрал лично для себя. В том же феврале 1941 года фюреру был отправлен груз с экспонатами галереи Же-де-Пом, в котором помимо Вермера находились две картины Жана Антуана Ватто, два Франсиско Гойи и три холста Франсуа Буше, все из коллекции незадачливого Ротшильда.

Справедливости ради следует отметить, что нацисты отбирали произведения искусства не только у евреев. Франц Кенигс, нидерландский банкир нееврейского происхождения, тщетно пытался спасти свою коллекцию, состоявшую из сорока шести картин (в числе которых было двадцать полотен Рубенса и три Иеронима Босха), а также более чем трех тысяч рисунков, как старых мастеров (Дюрера, Веронезе и Тьеполо), так и более современных художников (Ватто, Делакруа, Коро, Мане, Дега, Писсарро и Тулуз-Лотрека). В условиях растущего финансового кризиса, спровоцированного войной, Кенигс попытался продать картины и рисунки Роттердамскому музею за половину их страховой стоимости, но потерпел неудачу.

В результате Кенигсу пришлось расстаться со своей коллекцией, чтобы заплатить растущие банковские долги. Весной 1940 года нацисты заняли Нидерланды и моментально распродали собрание Кенигса, не забыв отобрать все лучшее для себя.

Польша также понесла огромные потери: нацисты конфисковали большую часть государственных коллекций под ставшим традиционным предлогом их «сохранения». Ганс Франк, губернатор Польши, выбрал для себя «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи и написанный маслом на дереве «Портрет молодого человека» Рафаэля из коллекции музея Чарторыйских в Кракове. Да Винчи был найден вскоре после окончания войны, а Рафаэль, которого в последний раз видели в личной коллекции Франко в январе 1945 года, и по сей день считается самой ценной картиной, утраченной в ходе Второй мировой войны.

Рафаэль (Раффаэлло Санти) "Портрет молодого человека"