Искусство войны

Искусство войны

На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других странС точки зрения бесстрастного наблюдателя, это просто правила игры. На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других стран. В начале XVI века Испания завоевала Перу и галеонами вывозила оттуда золотые украшения, уничтожив инкскую культуру.

Двумя столетиями позже армии Наполеона с грабежами прокатились по Европе и Египту, и желание поживиться сокровищами покоренных стран вдохновляла императора не меньше, чем идея военного господства. В середине XIX века, после первой «опиумной» войны, Англия с Францией спорили за трофеи, захваченные в китайской провинции Кантон. Они вывезли из страны тысячи бесценных произведений.

В 1897 году британские войска разграбили африканское царство Бенин и вывезли из королевского дворца тысячи бронзовых табличек с изображениями животных и сцен придворной жизни.

Порядка восьмисот экземпляров «бенинской бронзы» было продано, чтобы оплатить издержки военной экспедиции. Остальные пластины попали в Британский музей. В середине XX века музей разрешил Нигерии, занимавшей на тот момент большую часть территории Бенина, выкупить порядка пятидесяти табличек. Бедную страну заставили заплатить непомерную сумму за право вернуть себе осколки собственного культурного наследия.

Группа всадников с фриза Парфенона. Этот фрагмент мраморной скульптуры ныне хранится в Британском музееЕще одно масштабное ограбление до сих пор вызывает отзвук в дипломатических коридорах мира. В начале XIX столетия Томас Брюс, седьмой граф Элджин, служил официальным дипломатическим представителем Великобритании при одряхлевшей Оттоманской империи. Лорд Элджин обратил внимание на крошащийся от времени декоративный мраморный фриз, опоясывавший храм Парфенон на афинском Акрополе, а также на некоторые другие скульптуры. Заручившись расположением местных властей, Элджин получил разрешение вывезти мрамор за границу, мотивируя это тем, что хочет спасти статуи пятого века от губительного воздействия разрушительных сил природы и вандализма. За период с 1801-го по 1805-й примерно две трети статуй были вырезаны и вывезены в Англию, где в скором времени их купил лондонский Британский музей. С 1939 года они хранятся в Дювин-гэлери, специально выстроенной богатым арт-дилером и коллекционером Джозефом Дювином. С тех пор пребывание греческих сокровищ в Британии омрачено бесконечнвши проблемами, причем не только дипломатическими. В 1930-х по приказу самого Дювина их почистили каким-то едким химическим раствором, который нанес непоправимые повреждения благородному золотистому мрамору.

Руководство музея уволило злополучных реставраторов и наложило взыскание на Дювина, однако в этой ошибке, словно в капле воды, отразилось безразличие, если не сказать, равнодушие, многих европейских коллекционеров и организаций к вывезенным из других стран сокровищам.

Непрекращающиеся международные кампании, в том числе громкий скандал, разразившийся накануне летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах, до сих пор не смогли заставить попечителей Британского музея пересмотреть свое решение о том, что мрамор Элджина никогда не покинет пределы Британии. Британское правительство пожимает плечами, заявляя, что мрамор принадлежит музею, а не правительству. В то же время Роберт Андерсон, директор Британского музея, решительно отвергает саму мысль о том, что мрамор Парфенона должен принадлежать какой-то одной нации. По его утверждению, Британский музей «выходит за пределы национальных границ; он никогда не был музеем британской культуры, это музей всего мира, и его задача заключается в том, чтобы представить достояние человечества всех стран и всех периодов истории. Идея культурной реституции является отрицанием этого принципа».

В конце 2002 года ряд крупнейших музейных организаций, в том числе парижский Лувр, санкт-петербургский Эрмитаж, нью-йоркские Метрополитен, Гуггенхайм и Уитни, амстердамский Рейксмузеум, берлинские государственные музеи и мадридский Прадо фактически поддержали Британский музей, подписав декларацию против возвращения культурных ценностей, захваченных в прошлые века.

Однако было бы несправедливо сравнивать Элджина и других имперских захватчиков с современными бандитами, которые прокрадываются в музеи и особняки. Никто не станет утверждать, что музей Гарднер заслужил ограбление. Законность не восстанавливают новым беззаконием. Тем не менее есть толика горькой иронии в том, что жертвами ограбления зачастую становятся коллекции, подобные собранию Изабеллы Стюарт Гарднер, которая, сама того не подозревая, пополняла свой музей при помощи воров, хотя и титулованных. Существует прямая связь между Изабеллой Стюарт Гарднер и мрамором Элджина. Главным консультантом Гарднер в создании коллекции был молодой художественный критик Бернард Беренсон, близкий знакомый лорда Дювина. Беренсон часто покупал картины у своего друга Джозефа Дювина, что позволяло ему получать не только вознаграждение от Гарднер, но и двадцатипятипроцентные комиссионные от Дювина в качестве «благодарности».

Из всех загадок ограбления музея Изабеллы Стюарт Гарднер, которое будет оставаться сплошной загадкой до момента обнаружения картин, самой странной, является трофей, вынесенный грабителями из здания в марте 1990 года. Согласно полицейскому протоколу, воры потратили большую часть времени, пытаясь сорвать с древка один из Наполеоновских штандартов. Потерпев неудачу, они выломали навершие древка в виде позолоченного орла.

Почему грабители проявили такой интерес к наполеоновскому флагу? Грабители часто совершают поступки, непонятные окружающему миру, однако имеющие смысл в их собственной системе координат. Возможно, знамя должно было стать предметом воровской гордости. Один частный детектив предположил, что таким образом воры-ирландцы хотели выразить признательность императору, который одно время вынашивал мысль подержать ирландских повстанцев в деле сокрушения британской монархии. А может быть, все намного проще? Возможно, воры просто хотели снять шляпу перед величайшим похитителем культурных ценностей в истории человечества?