Методология оценки стоимости произведений искусства

Методология оценки стоимости произведений искусства

Оценка как таковая не есть прерогатива специалистов-оценщиков, которые занимаются оценкой стоимости объекта в денежном выражении. Те или иные оценки делает каждый человек в каждый день своей жизни. В достаточно строгом определении на бытовом уровне оценкой можно назвать все то, что нельзя измерить - все то, что определяется, но не поддается измерениям. В противном случае оценка была бы бессмысленна, и параметры жизни определялись бы точными процедурами и специалистами (замлемерами, бухгалтерами, разметчиками, техническими работниками, лицами, принимающие решения и др.). Отсюда ясно, что оценка есть явления и процесс, присущие жизни как таковой, с ее филосовской тайной и физической сложностью. Методология оценки произведений искусства была выработана А.Е. Рождественским в процессе проведения работ по оценке стоимости Собраний музейных фондов и отдельных произведений классической и современной живописи и предметов искусства.

Концептуальные положения

  1. 1. Оценка стоимости предметов искусства в общем случае относится к предельным случаям оценки стоимости объектов, когда затраты на создание объекта равны нулю (малы)
  2. 2. При оценке стоимости предметов искусства принципиально с необходимостью применятся экспертные оценки (профессиональные мнения).
  3. 3. При оценке стоимости предмета искусства перед Оценщиком встает задача определения параметров. от которых зависит стоимость объекта, и далее задача постановки соответствующих вопросов для эксперта (экспертов).
  4. 4. Методика (инструкция) постановки вопросов для экспертов не входит в состав настоящей оригинальной разработки оценки произведении искусства и применятся как известный результат. Специализированная методика постановки вопросов экспертам для оценки качества предмета искусства также является оригинальным результатом и частью методики оценки стоимости произведения искусства.

Общие сведения о методике экспертных оценок

Методика экспертных оценок для установления или определения того или иного факта, состояния, качества разработана и применяется как рабочий инструмент в службах, учреждениях, компаниях. В наиболее полной форме подобная методика описана в публикациях Академика Н.Н. Моисеева.

Приведем основное положение:

Человек в состоянии понять ситуацию только с небольшим числом обстоятельств (связей, параметров). Поэтому если предметом экспертизы является сложная проблема , она должна быть расчленена на простые вопросы. Успех реализации экспертной процедуры зависит от того, как мы расчленим проблему. Нельзя задавать сложных вопросов.

Проблемы оценки произведений искусства

Основной проблемой в оценке произведений искусства является вопрос оценки качества и качества оценки. Эта проблема относится к очень широкому кругу вопросов безотносительно понятия стоимость ,и как таковая не решается в настоящей методике. Косвенно эта проблема присутствует в оценке стоимости произведений искусства.

В оценке стоимости предметов искусства одна из ключевых проблем есть определение параметров, о которых зависит стоимость объекта и расчленение проблемы на ряд простых соответствующих вопросов к экспертам. При составлении перечня параметров, от которых зависит стоимость объекта следует придерживаться принципа «бритвы Оккама» - необходимо обходиться минимально возможным числом параметров.

То, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного основания».

Отсюда следует принцип независимости выбранных параметров для определения стоимости объекта в математическом смысле. Частным случаем, удовлетворяющим подобным требованиям, является математическая конструкция, в которой стоимость объекта обращается в нуль при обращении в нуль одного из определяющих параметров. Этому условию удовлетворяет конструкция типа произведения параметров.

Психологи и физиологи установили предельное количество различных параметров, которые человек в состоянии быстро понять и установить среди них внутреннюю связь или отсутствие таковой. Гении в состоянии понять параметров до 7 параметров

Конструкция расчетной стоимости объекта (произведения искусства).

Конструкция оценки на основе сравнительных параметров в отношении стоимости относится к так называемому сравнительному подходу к оценке стоимости объектов.

Описанный ниже метод оценки не является единственным, строго вытекающим из общих положений, сформулированных выше. Данный метод оценки является возможным, но не необходимым.

Сущность сравнительного подхода заключена в том, что рыночная стоимость объекта Со определяется на основе стоимости объекта аналога – Са путем коррекции, которая заключается в умножении на те или иные коэффициенты, которые могут быть больше или меньше единицы. Коррекция путем умножения вытекает из требования, чтобы коэффициенты ( параметры сравнения) были независимы между собой. Общий вид формулы определения стоимости цельного и неделимого объекта на основе известной стоимости объекта аналога представлен в равенстве вида (*).

Все параметры , по которым проводятся корректировки, предполагаются независимыми. Если стоимость объекта оценки мало отличается от стоимости объекта аналога (критерии малости приводятся ниже), то стоимость объекта может найдена по теории возмущений.

В рамках этого положения корректировки стоимости объекта аналога могут быть учтены в виде прямого произведения поправочных коэффициентов вида - ( 1+α), где -α - количественная поправка виде параметра сравнения в процентах, деленная на 100.

Итоговый поправочный коэффициент при этих условиях получается как произведение всех поправочных параметров, а расчетная формула для стоимости объекта имеет вид -

      ( *)
           

Здесь Со – стоимость оцениваемого объекта, Са – стоимость объекта аналога, n-количество объектов-аналогов, П – произведение, α - числовое значение каждого параметра (+ / -). Если параметр дан в виде α = А /100, то А –значение параметра в процентах.

Предположим, что для предмета оценки мы подобрали для сравнения несколько близких объектов. На этом этапе работы мы должны выделить (обосновать) параметры, по которым предметы искусства можно сравнивать со всех точек зрения. Далее проводим аналитическое сравнение, в котором цены объектов аналогов корректируются по параметрам оцениваемого предмета. Предварительный анализ показал, что объектов сравнения с достоверными ценами достаточно мало, а расширение множества объектов сравнения приводит к тому, что среди них преобладают объекты со свойствами , далекими от оцениваемого предмета, что ведет к потере точности результата.

Предложенный метод позволяет оценивать не только отдельные произведения искусства, но и их коллекцию (Собрание), при этом стоимость Собрания (музея) может превышать стоимость отдельных предметов!

Идея метода оценки Собрания (Музея) в целом состоит в том, чтобы превратить коллекцию из различных предметов в один условный предмет - т.е создать конструкцию, в которой связаны все предметы в коллекции. Этой конструкцией является совокупность отличительных признаков оцениваемой коллекции с диапазонами их количественных изменений. Фактически речь идет о численном определении значении параметров, по которым оценивается коллекция. Т.е здесь задача заключается в том, чтобы на основе объектов аналогов определить диапазоны изменения величин ( 1+α ) в формуле (*) в целом для собрания (коллекции), а затем внутри определенных диапазонов найти количественные значения этих параметров уже с помощью экспертов – искусствоведов. Полученные диапазоны изменений параметров на основе сравнения с картинами-аналогами, имеющими известную стоимость, создает «жесткую» конструкцию, которая затем применяется к оценке каждому предмету Собрания.

Параметры произведений искусства, определяющие стоимость.

Основой принцип в определении достаточных параметров для оценки стоимости произведения искусства – разделение проблемы на две более простых в виде разбиения и параметров на две группы – физических параметров объекта , которые можно измерить или оценить Оценщику, и группу качественных параметров, которые определяются экспертно.

Определение подлинности объекта является отдельной классической экспертной задачей, которая не входит в задачу методики. Но как и в настоящей методике, задача определения подлинности далеко не сводится к набору современных физических (химических и иных) материаловедческих методов и относится к задачам информационной физики.

К числу физических параметров объекта относятся его размеры, материал изготовления, степень износа (сохранность),комплектность. Важно отметить, в н стоимость влияет не сами физические линейные размеры предмета, а некоторый фактор-размер, который психологи искусства определяют как размер оптимального восприятия предмета человеком.

Практика применения аналитической конструкции сравнения по формуле (*) для оценки музейных собраний и отдельных произведений показала, что многочисленные художественные и качественные параметры произведения искусства с точки зрения его стоимости можно свести к четырем или пяти параметрам.

К числу качественных параметров относится «имя творца-художника», параметр впечатления («импрешн»), параметр рынка (рыночной раскрутки или же рыночной востребованности в данный момент), параметр качества исполнения произведения (техника, композиция). Параметр рынка включает в себя представления о будущей стоимости предмета (произведения). О возможности его продажи в будущем. Таким образом этот параметр неявно несет в себе информацию о доходах, и является элементом доходного подхода к оценке.

Каждому и этих параметров экспертами по вопросам, подготовленным оценщиком, присваивается соответствующее число в пределах диапазона (масштаба) изменения того или иного параметра. Масштабирование параметров (диапазоны) производится на множестве аналогов с известными свойствами.

Практическое применение методологии в практике оценке стоимости произведений искусства

Наиболее разработанной областью оценки стоимости объектов сегодня является оценка недвижимости. В сравнительном подходе к оценке недвижимости инструмент сравнения предварительно настраивается на множестве объектов аналогов с известными стоимостями. В этом процессе настройки масштабируются параметры сравнения (определяются значения и масштабы изменения параметров сравнения) ,которые затем используются при определении стоимости объекта в сравнении с аналогами, имеющими известную стоимость). Точно так же в данной методике параметры, входящие в формулу (*), предварительно масштабируются (определяются средние значения и масштабы) и настраиваются на основе множества аналогов с известной стоимостью, а затем применяются для оценки данного произведения искусства.

Этот метод определения стоимости на основе набора параметров, определяющих стоимость и масштабированных на множестве аналогов, применяется не только для оценки картин (живописи), но и для оценке любых произведений искусства.

Методология оценки стоимости произведений искусства (полное изложение)

скачать .pdf>>