Крик

Крик

В 1994 году воры проникли в здание Национальной галереи Осло (Норвегия) через разбитое окно, а затем выбрались обратно, прихватив с собой «Крик» Эдварда Мунка. Спустя несколько месяцев картина была обнаружена. Одна из версий «Крика», похищенная из музея Эдварда Мунка, была найдена лишь в августе 2006 года.Положительная сторона существенного усиления безопасности музеев лежит на поверхности — отныне воры дважды подумают, стоит ли связываться со сложными охранными системами и ночной сигнализацией, установленными во всех крупнейших мировых музеях. Отрицательная сторона заключается в том, что воры могут предпочесть спокойно войти через гостеприимно открытые двери музея средь бела дня и выйти с добычей на глазах у перепуганных посетителей.

Именно так случилось утром 22 августа 2004 года, когда двое мужчин в черных лыжных масках с пистолетами в руках ворвались в здание музея Мунка в Осло, совершив беспрецедентное для Норвегии вооруженное ограбление. Один из мужчин, говоривший по-норвежски, заставил примерно семьдесят посетителей музея лечь на пол, а затем наставил пистолет на двоих безоружных охранников. Тем временем двое его сообщников сорвали со стен знаменитые полотна «Крик» и «Мадонна».

Последние годы оказались особо несчастливыми для Эдварда Мунка. В 1994 году воры проникли в здание Национальной галереи Осло (Норвегия) через разбитое окно, а затем выбрались обратно, прихватив с собой «Крик» Эдварда Мунка. Спустя несколько месяцев картина была обнаружена.  Картина же, похищенная в авгутсе 2004 года является второй версией "Крика", она была найдена лишь в августе 2006 года - спустя два года.

Воры лишний раз доказали, что успешное ограбление не требует ни больших познаний в искусстве, ни особого изящества. Врываясь в музей, грабители врезались в стеклянную дверь, кроме того, по рассказам свидетелей, они не сразу поняли, где висят нужные им картины, а убегая, дважды уронили свою добычу на пол. Тем не менее они были расторопны и вооружены, а возле музея их в автомобиле поджидали сообщники. Через два часа после ограбления были найдены сломанные рамы от картин, а также осколки стекла, заставившие экспертов предположить самое худшее. Потому что если кража картины — это очень плохо, то гибель картины — это всегда настоящая трагедия.

В результате подобных ограблений усилились меры безопасности, и как обратная сторона медали - усложнила жизнь нам, любителям искусства. Теперь пуленепробиваемое стекло очень мешает любоваться картиной. Но после дерзкого похищения «Крика» и «Мадонны» в августе 2004 года администрации музея Мунка в Осло пришлось пойти на крайние меры безопасности. Когда через десять месяцев после ограбления музей вновь открыл свои двери для посетителей, журналисты немедленно окрестили его «крепостью Мунка». Модернизированную систему контроля для музея устанавливала фирма, отвечающая за безопасность аэропортов. В самом деле, на входе посетителям вполне может показаться, будто они находятся в аэропорту. Сначала они проходят через металлоискатели и рентген, затем их ждет самая современная оптическая система проверки билета и две сейфовые двери, пройти через которые можно лишь в одном направлении. Наконец, посетитель попадает в саму галерею, и тут его ждет самое сильное потрясение — лучшие работы Мунка отныне закрыты панелями из противоударного стекла, установленными на расстоянии восьми дюймов от стены. Таким образом, картины надежно защищены как от воров, так и от вандалов, вот только почему на память приходит старая невеселая шутка: «операция прошла успешно, но пациент скончался»?

Теперь стало невозможно рассмотреть мазки. Как бы тщательно ни полировали стекло, все равно на нем видны пылинки, не говоря уже о толстых швах в местах соединения панелей.

Эдвард Мунк "Крик"
Эдвард Мунк "Мадонна"