Музей как морг и магазин

Музей как морг и магазин

 

Пригород Петербурга до и после Великой Отечественной войныВо время Великой Отечественной мишенью для нацистов была культура

"С войной покончили мы счеты", - эта строка из советской песни и 68 лет спустя после Победы отнюдь не является аксиомой. Счет продолжается: горький список российских утрат, в частности в сфере культуры, не закрыт, увы, до сих пор.

Исчезновение многовекового национального духовного достояния нации равносильно потере генетической памяти. Возведенный в ранг государственной задачи грабеж художественных и исторических ценностей с оккупированных территорий осуществлялся несколькими специально созданными структурами Третьего рейха. Развязав войну против нашей страны, нацисты стремились не только "освоить восточное пространство", но и лишить народы СССР этой генетической памяти, а значит, будущего.

"Первоочередная задача национал-социализма"

Уже летом 1941 года на территории СССР начал действовать "Оперативный штаб" рейхсляйтера Альфреда Розенберга, министра занятых нацистами восточных территорий. Этот штаб готовил, разрабатывал и реализовывал планы вывоза культурной собственности народов Советского Союза. Рейхсмаршал Герман Геринг настраивал как военные, так и идеологические структуры на сотрудничество с ним: "Борьба... против враждебных мировоззренческих сил является во время войны первоочередной задачей национал-социализма... Поэтому я приветствовал решение рейхсляйтера Розенберга создать во всех занятых областях оперативные штабы с целью фиксации и транспортировки в Германию культурных ценностей... Всем учреждениям партии, государства и вермахта поэтому предписывается предоставлять любую мыслимую поддержку и помощь штабсфюреру оперативных штабов рейхсляйтера Розенберга".

Украдены серебряная утварь и иконы. Иконостас употреблен на топливо. В музее русского искусства больше нет произведений искусства

Структура Оперативного штаба была гибкой и разветвленной: координацию деятельности различных подразделений осуществляло берлинское центральное управление, в его ведении (помимо европейских) находились так называемые Главные рабочие группы "Прибалтика" ("Остланд") и "Украина". "Прибалтика", созданная 20 августа 1941 г. и базировавшаяся в Риге, и "Украина" с основной базой в Киеве, созданная 3 октября 1941 г., осуществляли учет культурных ценностей на оккупированных территориях СССР.

Главная рабочая группа "Остланд" в свою очередь состояла из подразделений "Литва", "Латвия" и "Эстония", а также небольшой мобильной передовой команды "Петербург", действовавшей в зоне армейского наступления и входившей в занимаемые города непосредственно за штурмовыми частями. В оккупированных областях создавались и более мелкие "оседлые" группы: например, на северо-западе России "Псков" и "Новгород", подчинявшиеся группе "Эстония", и др.

Систематизация и описание произведений искусства, вывозимых с оккупированных территорий Северо-Запада, выполнялись в структурах "Оперативного штаба" Розенберга в Риге. Довольно подробные списки культурных ценностей практически не содержат информации о том, из каких музеев они были вывезены. Гитлеровских историков искусства не интересовало происхождение награбленных ими сокровищ "неполноценных народов".

Памятник как мишень

Разобранный нацистами памятник Тысячелетию РоссииХарактерным примером того, как действовали эксперты штаба Розенберга на оккупированных территориях нашей страны, являлась ситуация в Великом Новгороде - уникальной жемчужине древнерусской архитектуры. 19 августа 1941 года советские войска оставили этот город. Эвакуировать художественные ценности не успели. Представление о том, в каком состоянии оказались памятники культуры Новгорода уже через несколько месяцев после начала оккупации (всего он был занят нацистами два с половиной года), дает "Акт осмотра", составленный 4 декабря 1941 года руководителем рабочей группы "Эстония" Георгом фон Крузенштерном: "Древний город Новгород разрушен более чем на 90%. Немецкая комендатура находится в... здании Духова монастыря. Знаменитый Софийский собор XI в. подвергся артиллерийскому обстрелу... В здании в советское время располагался музей атеизма и богатейшие исторические музейные коллекции. Сейчас остались только отдельные плакаты, пустые витрины, шкафы и тексты описаний. В многочисленных... помещениях собора в беспорядке среди щебня и камней лежат... обломки драгоценных гробниц, одежды русских князей, скульптуры из камня и дерева, литургические одеяния из шитой золотом парчи, хоругви, штандарты, церковная утварь и остатки знаменитого собрания Библий... Напротив Софийского собора в Лихудовом корпусе находилась большая библиотека, которая при захвате города еще оставалась целой. Она была собрана большевиками из очень ценной древней библиотеки новгородского архиепископа и других частных библиотек близлежащих дворянских усадеб. Я нашел около 10 000 книг во многих больших помещениях валяющимися на полу. Кирпичи, мусор (человеческие нечистоты) покрывали ценные кожаные тома XVII-XIX вв... Многими книгами были закрыты окна в казармах, другие лежали на снегу".

Война не закончена и до тех пор, пока не выяснена судьба художественных ценностей, ставших ее жертвами

Крузенштерн составил и описание картин и книг, церковной утвари и других сокровищ, вывезенных в последствии из Новгорода. Нацисты называли это "эвакуацией"... В декабре 1941 года экспертами штаба Розенберга из Софийского собора новгородского Кремля были вывезены из Софийского собора древние иконы (в их числе храмовый чудотворный образ св. Софии и царские двери из иконостаса Рождественского придела собора) и живописных полотен, осенью перенесенных в собор из разрушенной картинной галереи. А в феврале 1942 г. руководитель особой группы "Новгород", доктор филологии Пауль Вааль вывез церковные книги и рукописи из Новгорода сначала в Псков, а затем в Ригу. Наиболее ценные из них были показаны на организованной в апреле 1942 г. в рижском штабе рейхсляйтера Розенберга выставке "Новгородские библиотеки и их сокровища". Среди них Евангелие 1644 года в окладе из церкви Николы в Наволоке (под Крестцами), Евангелие 1606 года из Юрьева монастыря, "Житие и чудеса св. Моисея, архиепископа Новгородского" XVII века, Евангелие 1663 года из Старой Руссы и ряд Евангелий XVII-XVIII веков в серебряных окладах.

Согласно подробному докладу Главной рабочей группы "Остланд" берлинскому руководству Оперативного штаба "Об обработке Новгородской библиотеки", всего в Ригу из Новгорода было направлено 33 892 тома. К документу приложены списки книг на 68 листах по разделам "Археология", "Этнография" и "Раритеты". Среди них 1260 экз. Библии, Евангелия и другие книги XVI-XVIII вв., принадлежавшие Новгородскому музею, происходящие из различных собраний - Новгородской церковной библиотеки, библиотек братства св. Софии, Юрьева монастыря, Софийского собора, личных библиотек архиепископа Арсения и архиерея Григория Лубинского, а также ряда церквей под Новгородом. Точных данных, характеризующих количество утрат Великого Новгорода в сфере музейных ценностей, сегодня не существует... Недавно в новгородском Кремле открылась выставка "Музейные предметы - свидетели и жертвы войны". Она состоит из, увы, очень немногих экспонатов (книг, икон, археологических находок), вернувшихся после войны из Германии или чудом уцелевших во время военных действий на Новгородчине. Ее трагическим символом является бронзовый бюст Льва Толстого из погибшего во время оккупации здешнего музея великого писателя. Памятник весь изрешечен пулями - нацисты сделали из него мишень в солдатском тире...

Псков, оккупированный вермахтом 9 июля 1941г., стал в 1942-1943 гг. "перевалочным пунктом", через который переправлялись художественные ценности из других регионов Северо-Запада для отправки в "Оперативный штаб" Розенберга в Ригу и далее, на территорию Германии. (Причем практически все огромное псковское музейное собрание к началу оккупации осталось неэвакуированным. Точное количество утраченных художественных ценностей Пскова, как и в случае с Новгородом, не выяснено до сих пор). До 1944 г. Псков был основной базой хранения культурно-художественных ценностей, вывезенных нацистами не только из псковского региона и Новгорода, но и Тихвина, Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа.

"Культурная деятельность СС"

Псковский Кремль. Начало войны.Наряду со штабом Розенберга действовала, зачастую открыто конкурируя с ним, "Зондеркоманда Кюнсберга". Этот батальон под руководством штурмбанфюрера Эриха фон Кюнсберга находился в непосредственном подчинении министерства иностранных дел Третьего рейха и, соответственно, у его главы Иоахима Риббентропа. У команды Кюнсберга были представительства в Варшаве и в Риге. Характерно, что с 1941года три из четырех рот Кюнсберга действовали на территории СССР, приданные группам армий "Север", "Центр" и "Юг".

Вывозились архивы и библиотеки, документы о новейших проектах в военной области, а также в сфере сельского хозяйства и промышленности. Так, например, вторая рота Кюнсберга вывезла сокровища Екатерининского дворца Царского Села (г. Пушкин). Со стен были сняты китайские шелковые обои и золоченые резные украшения, был увезен и уникальный наборный паркет. Из Александровского дворца в Царском Селе были вывезены уникальная старинная мебель и богатая библиотека в 6-7 тысяч томов на иностранных языках (включая древние раритеты) и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском, являющихся библиографическими редкостями.

Риббентроп в 1942 году отчитался Гитлеру о вывозе сокровищ из Царского Села: "Из Екатерининского замка в безопасное место осенью 1941 г. был вывезен Янтарный кабинет.., причем были вынуты отдельные детали. Кабинет временно разместили в Кёнигсбергском замке... Тогда же было вывезено 18 грузовиков наиболее ценной мебели и др. произведений искусства, и прежде всего картин, в Кенигсберг для лучшей их сохранности". Янтарная комната была выставлена в Кенигсбергском замке. В пяти железнодорожных вагонах, отправленных в Кенигсберг, находились не только янтарные панели, но и огромное количество самых разных произведений искусства.

В конце 1942 года в Берлине состоялась выставка "Образцы материалов, добытых специальной командой Кюнсберга при министерстве иностранных дел в русской кампании", самым большим разделом которой стала экспозиция культурных ценностей (предметов искусства, древних книг, предметов культа и т.д.), вывезенных с территории России.

В 1942 году на советской территории начала действовать группа "Аненэрбе" - подразделение Военного института Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков, в 1941 г. включенного рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером в состав СС. Как структура "культурной деятельности СС" эта группа, действовавшая на оккупированных нацистами территориях республики СССР, была ориентирована на выявление и вывоз на территорию рейха археологических коллекций и предметов доисторического и раннеисторического периодов. Официальная цель этой формы грабежа - доказать, во-первых, наличие "следов" древних германцев на этих землях и тем самым "узаконить" захват территории и, во-вторых, выявить "позитивное влияние арийской расы" на культуру народов, эти территории населяющих.

Императивную установку на то, какими должны быть результаты таких "научных" исследований на территории России от Пскова до Урала, дал Розенберг на состоявшемся в Берлине 22-24 марта 1942 г. совещании руководителей отделов Штаба: "В течение прошедших веков эта территория была заселена германскими народами. Мы должны исходить из этого... Жизненное пространство на Востоке дает сегодня немецкому народу возможность дышать свободно. Как только закончатся военные действия, начнется натиск на восток - его освоение. И я прошу вас быть внутренне готовыми к этому... Политика - это будущая история".

Союзники по грабежу

Итак, тотальное и систематическое разграбление отечественного культурного достояния (включая музейные экспонаты), оказавшегося на оккупированных территориях, осуществлялось сетью специальных организаций, подчинявшихся различным ведомствам Третьего рейха. Однако нельзя забывать, что грабежом занималась не только сама гитлеровская Германия, но и государства - ее союзники. Наиболее в этом "преуспели", как ни покажется удивительным, относительно умеренные в идеологическом плане по сравнению с Третьим рейхом Испания и Финляндия. Причем если с Германией наша страна имеет позитивный опыт международного сотрудничества историков, музейщиков, архивистов в сфере поиска вывезенных нацистами художественных ценностей, то с этими странами такого рода совместных проектов не существует.

Вандализм испанских военных приводил в оторопь даже нацистских "искусствоведов", ибо вносил дезорганизацию в упорядоченную грабительскую деятельность последних. Вот лишь один, но абсолютно типичный документ, касающийся пребывания солдат Голубой дивизии в Новгороде. (Голубая дивизия - испанское добровольческое формирование, состоявшее из служащих регулярной армии, ветеранов гражданской войны и фалангистской - профашистской партии Испании - милиции.) Это отчет нацистской комендатуры 14 марта 1942 года: "Огромный ущерб памятникам нанесен солдатами расположенной в Новгороде испанской дивизии... Большая часть из хорошо сохранившихся иконостасов была использована испанскими солдатами для отопления (церковь Федора Стратилата). Другие церкви выгорели по неосторожности солдат (Знаменский собор), и их древнее убранство в настоящее время утрачено. Все церкви Новгорода стоят открытыми. Особый случай - церковь Михаила Архангела на Прусской улице, единственная действующая в годы советской власти. Церковь хорошо сохранилась, и здесь были собраны произведения искусства из многих других храмов. Однако в конце января 1942 г. (27-30 января) испанские солдаты взорвали дверь ручной гранатой и проникли внутрь. Украдены серебряная утварь и иконы... Церковь Федора Стратилата: в годы советской власти использовалась как музей. Иконостас употреблен на топливо испанскими солдатами... В историческом музее и музее русского искусства (оба в Кремле) больше нет произведений искусства. Здания используются солдатами испанской дивизии как морг и магазин".

С Финляндией, вышедшей из войны в 1944 году и заявившей о своем нейтралитете, ситуация во многом еще более парадоксальна, нежели с Испанией, вывозившей художественные ценности хаотично и, так сказать, без государственной установки. Именно Финляндия была единственным государством - союзником гитлеровской Германии, имевшей намерения расширить свои границы за счет никогда не принадлежавших ей территорий России (включая Восточную Карелию) и государственные планы вывоза художественных ценностей с оккупированных территорий.

При Министерстве образования Финляндии в декабре 1941 г. была создана Государственная научная восточно-карельская комиссия. Причем по прямой аналогии с нацистскими археологическими изысканиями, целью которых были "доказательства пребывания германской расы на восточных территориях", комиссия должна была "направлять упомянутые исследования так, чтобы сформировать общее представление о новых территориях, которая "доказывала бы их безусловную принадлежность Финляндии".

Главная Ставка финляндского командования приказывала: "Собрать нужно столько, чтобы коллекции Национального музея были значительно пополнены и чтобы типичные и тщательно отобранные предметы были для будущих музеев Беломорья и Олонецкой провинции". Собранные в Посвирье, на Карельском перешейке и в Петрозаводском регионе коллекции в 1946-1947 годах также пополнили фонды Национального музея Финляндии. В 1941-44 годах в Восточной Карелии работала комиссия Национального музея Финляндии, которая собирала карельские этнографические ценности: предполагалось, что после войны эта территория войдет в состав "Великой Финляндии". В октябре 1941 г. в результате экспедиции в финно-угорскую коллекцию Национального музея поступило 410 предметов. Кроме того, с этой территории было вывезено более 500 уникальных карельских икон, в тот же период в отдел нефинской этнографии поступило около 400 русских экспонатов. Финны вывезли около 900 предметов культа из церквей Кижей и других храмов. Они составили основу "русской коллекции" финского Национального музея... Совместных российско-финских проектов, касающихся отечественных культурных утрат, не существует.

Война не закончена, пока не похоронен последней солдат, гласит старый афоризм. Увы, война не закончена и до тех пор, пока не выяснена судьба художественных ценностей, ставших ее жертвами.

Юлия Кантор (доктор исторических наук)

"Российская Газета" от 21.06.2013