Интерпретация результатов исследования

Интерпретация результатов исследования

Технологические признаки вторичности

а) Прямые:

  • — подготовительный рисунок, жестко фиксирующий контуры предметов, участков теней и границы тонального изменения цвета;
  • — отсутствие подмалевка (для завершенных картин, написанных в традициях классической системы живописи);
  • — построение красочного слоя по принципу «раскраски» в границах рисунка;
  • — присутствие живописных материалов, не существовавших в то время, когда предположительно создавалась картина.

Для установления вторичности исследуемой картины достаточно наличие одного из прямых признаков.

б) Косвенные:

  • — грунт (полная характеристика; см. «Технологический анализ картины», грунт);
  • — красочные пасты (полная характеристика; см. «Технологический анализ картины», записи и тонировки);
  • — способ передачи цвета (развитие тона, локальное пятно или система рядом лежащих мазков, оптически смешивающихся в глазу зрителя).

Косвенные признаки помогают ответить на вопрос о вторичности исследуемого произведения лишь при сопоставлении друг с другом и с другими видами исследования (см. раздел «Типы вторичности», в).

Типы вторичности

Произведения вторичные по отношению к оригинальной композиции могут быть разделены на три типа:

  • — авторское повторение;
  • — соавторское повторение (наиболее вероятно при наличии мастерской);
  • — копия.

Тип «копия» состоит из двух подгрупп: копии — современницы оригинала и копии более позднего времени.

а) Для подтверждения того, что произведение является авторским повторением, необходимо совпадение результатов стилистического, технологического и рентгеногра фического исследований. Анализ фактуры живописной поверхности также должен подтвердить имя автора картины.

б) Соавторский тип вторичности анализируется так же как, авторское повторение. Исследование должно показать временное соответствие стилистических и технологических признаков. Некоторые технологические особенности (например, характеристика грунта и набор использованных материалов), также как особенности фактуры, живописной поверхности, могут свидетельствовать в пользу авторского повторения. Однако рентгенографирование выявит разницу в живописном почерке работ предполагаемого автора и почерка, которым написана исследуемая картина.

в) Если исследуемое, предположительно вторичное, произведение появилось вскоре после создания оригинала, но не имеет прямых признаков вторичности, исследованием будет обнаружено хронологическое соответствие стилистических и технологических признаков. В этом случае вторичность картины может быть подтверждена лишь при наличии сведений о местонахождении оригинала или его воспроизведения.

При отсутствии признаков авторского или соавторского повторения можно говорить о копии. Хронологическое несоответствие стилистических и технологических признаков может быть следствием реставрационного вмешательства (перевод на новое основание с полным или частичным удалением грунта; см. «Технологический анализ картины», раздел III) или свидетельствовать о копийности произведения, сделанного спустя длительное время после создания оригинала.

В этом случае надо особенно внимательно отнестись к способу цветопередачи, который может дать для датировки картины дополнительный материал к технологическим характеристикам грунта и красочного слоя. Время создания картины свидетельствует о ее копийности, поскольку исключает возможность авторского ли соавторского повторения.

Подделки

Картина считается поддельной, если:

а) по технологическим признакам она датируется более поздним временем, чем по стилистическим, и при этом

  • — в ней отсутствуют стилистические признаки копийности;
  • — есть подпись-современница живописи, называющая автора, жившего раньше, чем создана картина;

б) при хронологическом соответствии стилистических и технологических признаков и при наличии подписи-современницы живописи, но авторство опровергается результатами анализа фактуры живописной поверхности и рентгенографического исследования.

Выводы о вторичном характере картины или ее поддельности будут тем убедительнее, чем полнее и разнообразнее сравнительный ряд.