Анализ фактуры живописного произведения

Анализ фактуры живописного произведения

Пример мягкой кисти: Клод Моне,  Le bassin aux nymphéasФактура определяется как видимое поверхностное строение картины, в зависимости от совокупности взаимоотношений всех ее технических материалов, как то: холста, грунта, красок, лака. При экспертизе художественного произведения исследование фактуры дает информацию такой же степени значимости, как и стилистический анализ и историко-архивные изыскания, так как в фактуре соединяются два наиболее важных признака картины. С одной стороны, в ней заложены почти все технико-технологические особенности картины (холст, грунт, краски, метод построения красочного слоя). С другой стороны, фактура есть результат творческой работы художника с живописными материалами и его отношения к выбранному методу построения красочного слоя. На фактуропостроении наиболее ярко сказывается индивидуальность мастера.

Значение изучения фактуры при экспертизе художественного произведения

Анализируя фактуру, выявляя ее особенности и закономерности построения, мы можем составить представление об индивидуальном почерке художника и на основе этого решать проблему авторства. Анализу фактуры должно предшествовать изучение картины с помощью микроскопа. Микроскоп дает возможность определить метод построения красочного слоя — отправной точки формирования фактуры. Кроме того, анализ красочного слоя с помощью микроскопа позволяет определить наличие записей, их количество, а также утраты красочного слоя и грунта, что дает возможность правильно определить, насколько искажено первоначальное построение красочного слоя.

Способы выявления приемов построения фактуры

Все картины можно разделить на несколько групп по степени доступности анализа фактуры:

1. Произведения с открытой фактурой.

Такие работы не требуют дополнительных средств для выявления приемов построения фактуры. Их достаточно внимательно рассмотреть, чтобы определить использованные живописные материалы и выбранный метод работы. Легко прослеживается характер мазка — одна из основных индивидуальных характеристик фактуры. Наиболее часто открытое фактуропостроение наблюдается в этюдах, незавершенных работах и в законченных произведениях конца XIX — начала XX века.

2. Произведения со скрытой фактурой

В этом случае мы видим результат работы художника, но не видим, какими средствами достигнуто разрешение поставленной задачи. Фактура в этих картинах может быть выявлена только при определенных условиях, в зависимости от степени ее скрытости:

  • — в одном случае достаточно просто применить сильное боковое освещение;
  • — в тех случаях, когда освещение не дает желаемого результата, дополнительно используется лупа. Это относится к работам небольшого формата или к картинам, имеющим довольно обширный слой жидких повторных прописей;
  • — кроме того, существуют работы, в которых красочный слой представляет собой единую сплавленную поверхность или слой без четко выраженного мазка. Тогда, чтобы выявить «кухню» художника, требуется специальная съемка фрагментов картины с получением макрофотографий. К этой группе относится большая часть произведений классической живописи.

Анализ фактуры

Анализируя фактуру, важно помнить о тех изменениях, которые она претерпевала за время существования картины. На состояние фактуры влияют следующие обстоятельства:

1. Реставрационные вмешательства.

В ломаных трещинах, заполненных пылью, отражается долгая жизнь шедевра или же попытки состарить его искусственно (нагревая и резко охлаждая, ...в том числе предварительные наброски, расположенные глубоко под видимыми слоямиНаличие и размеры реставрационных вмешательств выявляются при исследованиях с помощью микроскопа, в УФ-диапазоне излучения, при дополнительном боковом освещении поверхности картины, а также на макрофотографиях фактуры. Тонировки и записи отличаются от авторской фактуры консистенцией краски, рисунком мазка и расположением реставрационного пятна, вопреки авторской логике построения красочного слоя, что и дает возможность довольно часто различить реставрационные вмешательства на картине, расположив ее под определенным углом к источнику света. Светоотражающая поверхность авторского красочного слоя не совпадает с реставрационной. Если тонировки и записи занимают значительные по площади участки или располагаются в наиболее важных частях фактуропостроения, то они искажают представление о характере авторской фактуры.

Авторская фактура может быть деформирована в процессе дублировки, в процессе наложения профилактической заклейки.

2. Технологические особенности живописных материалов.

Избыток масла в грунте или красочном слое приводит к сседанию красочного слоя. Прочтению фактуры может препятствовать толстая тонированная лаковая пленка.

3. Условия хранения.

Усадка основы, как результат неблагоприятных условий хранения, также приводит к изменениям красочного слоя.

4. Авторские поиски в процессе создания картины и повторное использование холста.

В случае авторских изменений в деталях изображения или повторного использования холста с остатками живописи мы имеем так называемую «сбитую фактуру». То есть, рассматривая живописную поверхность, можно обнаружить рельеф краски или отдельные мазки, не связанные с видимым изображением и перекрытые авторским красочным слоем. Этот рельеф создается за счет нижележащего красочного слоя, наличие которого выявляется при рентгеновском исследовании.

При анализе фактуры картины выделяются следующие моменты:

1. Соотношение фактуры основы» грунта и красочного слоя

Соотношение фактуры основы, грунта и красочного слоя влияет на формирование рельефа красочного слоя. Слой грунта может полностью «нейтрализовать» фактуру основы или сохранить ее. Соответственно, и в красочном слое художник либо сохраняет видимой частично или полностью фактуру основы и грунта, либо скрывает ее плотными слоями краски.

2. Консистенция краски (текучесть)

Текучесть определяется количеством использованного разбавителя. С ней напрямую связана читаемость мазка.

3. Распределение красочного слоя.

Распределение красочного слоя разной плотности и корпусности по всей поверхности картины соотносится с построением светов и теней и методом построения красочного слоя.

Построение фактуры классической картины основано на сочетании корпусных кроющих слоев краски и тонких прозрачных лессировочных слоев. Корпусность достигается либо нанесением одного кроющего слоя краски на другой, либо определенной консистенцией краски (если краска достаточно густая, то она образует корпусный слой). Плотный красочный слой может быть корпусным и тонким, что определяется консистенцией краски. Плотный красочный слой скрывает фактуру холста, цвет грунта, нижележащий подготовительный рисунок и все начальные этапы работы краской.

4. Использование кистей и мастихинов

а) Кисти бывают мягкие и жесткие, круглые и плоские. Каждый вид кисти оставляет свой характерный след в красочном слое.

Жесткая кисть оставляет след с четко читаемыми отдельными бороздками. След мягкой кисти чаще всего не имеет такого рисунка. Мазок округлой кисти на концах имеет скругленную форму, а плоской — прямолинейную.

Отмеченные признаки дают только общее представление о различии мазков. В живописной практике вариаций отпечатков гораздо больше. Все варианты можно освоить только на практике, когда выявляется закономерность применения тех или иных кистей.

б) Необходимо обратить внимание на соотношение размеров кистей и заданного формата картины. Небольшая по формату картина может быть написана мелкими, средними и большими кистями. Это соотношение дает определенные представления об особенностях работы художника.

в) Мастихины играют вспомогательную роль. Редко встретишь картины, в которых преобладала бы работа мастихином. С помощью мастихина достигается особенно плотный сглаженный слой краски. Форма строится либо сразу мастихином, либо дополнительно прорабатывается после нанесения красочного слоя кистями.

5. Особенности работы кистью и мастихином

Особенности работы кистью выражаются в характере мазка, формирующем живописную поверхность. В понятие «характер мазка» вкладывается представление о его протяженности, форме, направлении, рисунке.

В работе кистью встречаются как общие приемы, характерные для многих художников, так и индивидуальные. Например, большинство художников выделяют спинку носа узким длинным мазком, а на кончике носа световой блик отмечается корпусной каплей краски. Или, все художники акцентируют верхнее веко с освещенной стороны, но система наложения мазков, выбор кистей, нажим — это уже индивидуально.

Индивидуальность художника выявляется в подходе к проработке света, полутени и тени, в соотношении расположения мазка с формой, расположении мазков по границам формы и фона, а также по границам отдельных деталей.

6. Роль фактуры в разрешении художником задач пространственной организации картины прослеживается в различиях при фактуропостроении первого, второго и дальнего планов.

7. Проводя анализ фактуры, мы постоянно будем сталкиваться как с индивидуальными признаками, так и с особенностями, присущими определенному периоду. Общие временные признаки выражаются в соотношении определенного типа основы, грунта, метода построения красочного слоя, в степени «скрытости» характера фактуры, в наборе кистей, в распределении фактуропостроения по планам. Чтобы отчетливее выступала индивидуальность мастера в исследуемом произведении, полезно сопоставить фактуру его картины с работами других художников этого же периода и посмотреть, что общего в фактуропостроении их картин.

Коллекция образцов фактуры

1 Результаты анализа фактуры должны быть зафиксированы не только в виде пакета документации, в который входят коллекции фотографий, описания и результаты анализа фактуры. Спецсъемка фрагментов картины, выявляющих особенности фактуропостроения конкретного произведения, должна выполняться профессиональным фотографом, знакомым с особенностями съемки фактуры живописного произведения.

Коллекция эталонов фактуры должна собираться с произведений, в которых авторство того или иного художника не вызывает сомнений.

Полнота коллекции эталонов фактуры произведений того или иного художника определит точность проведения экспертизы. Сравнение только с одним образцом может привести к ошибочным выводам. Так как фактура есть результат творческого процесса, то она не может быть неизменной. Динамику изменения фактуры возможно проследить, только располагая значительной коллекцией эталонов, учитывающих особенности развития живописной манеры художника. Наиболее приемлемо обработать 2 — 3 произведения из каждого десятилетия творчества художника, отражающих все изменения, происходившие в манере его работы.

2. При выборе фрагментов для съемки целесообразно разработать определенный их набор и масштаб, чтобы в дальнейшем была возможность сопоставления фрагментов картин-эталонов и исследуемого произведения. На фотографии должен быть представлен не только один какой-то выразительный мазок, а группа мазков, формирующих какую-либо деталь, или границы касания предметов друг с другом и фоном.

Возможен следующий набор фрагментов (при среднем размере картины). Для портрета — волосы, губы, подбородок, лоб, глаза, нос, щеки, руки, складки одежды, аксессуары, детали фона. Для пейзажа — наиболее характерные детали на первом, втором, третьем плане: деревья, трава, вода, сочетание фигуры или архитектуры с пейзажем, границы касания неба и деревьев, неба и земли, неба и архитектуры, воды и земли и т.п. Для натюрморта — предметы главные, предметы второстепенные.

3. Полученные фотографии необходимо сравнить с картиной и проаннотировать фотографию. Это дает возможность понять, насколько верно зафиксирован на фотографии характер фактуры выбранного фрагмента, и еще раз подчеркнуть наиболее показательные моменты. Кроме того, впоследствии подобная аннотация облегчает проведение дальнейшего сравнения.

В некоторых случаях, когда выбранный фрагмент картины включает в себя светлые и темные участки, на фотографии не удается получить четкого изображения их фактуры. Тогда желательно иметь 2 отпечатка, на одном из которых будет выявлена фактура светов, а на другом — фактура теней.

4. В тех случаях, когда для исследуемого произведения отсутствует коллекция необходимых эталонов, работу можно начать со съемки фрагментов исследуемого произведения. Тогда эти фотографии фактуры определят набор необходимых фрагментов эталонных работ.

Сравнение исследуемого произведения с эталоном

1. Фотографии фактуры эталона можно сравнивать с фотографиями экспортируемого произведения или с самим произведением.

2. Фактура портретов сравнивается с фактурой портретов, пейзажей с пейзажами, натюрмортов с натюрмортами.

3. Некоторые портретисты по-разному формируют фактуру женских, мужских и детских портретов. Это нужно учитывать.

4. Важно при сравнении подбирать работы на одном уровне завершенности. Если сравнивать работу, оставленную на стадии подмалевка, и работу завершенную, то они будут отличаться, но это не значит, что они сделаны разными художниками.

Необходимо учитывать и время создания исследуемой картины и эталонов. Для художников, чья манера письма претерпевала существенные изменения, это особенно важно.

Заключение

Анализ фактуры тесно связан не только с исследованием картины с помощью микроскопа, но и с рентгеновским исследованием. Как фактура, так и рентгеновское изображение красочного слоя содержат в себе суммарную картину всех технико-технологических признаков работы. Однако, в отличие от фактуры, на рентгенограмме эта картина зависит еще и от химического состава грунта и красочного слоя. Поэтому на рентгенограмме могут быть ярче выявлены отдельные особенности фактуры, слабо различимые на поверхности красочного слоя. Это может быть за счет более резкого контраста отдельных участков живописи или более яркого выявления характера мазка на рентгенограмме, что связано с рентгеновской плотностью красочного слоя и грунта. При жидких повторных прописях или реставрационных записях более фактурный и открытый мазок нижних слоев может быть лучше выявлен на рентгенограмме.

Результаты анализа фактуры должны быть сопоставлены с данными всех других видов технико-технологического исследования. На основе этого можно сделать заключение о сохранности произведения, времени его создания и принадлежности тому или иному художнику.