Баррель Репина

Баррель Репина

Илья Репин, Парижское кафе. Масло, холст, 1875$7.5 млн — такова стоимость картины Ильи Репина «Парижское кафе», установившей новый ценовой рекорд на «русских торгах» Christie's.

 Для сравнения: предыдущий рекордсмен аукционного дома — "Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии" работы Святослава Рериха — был продан два года назад за 3 миллиона.

Успех «Парижского кафе» может стать сигналом к окончательному выздоровлению художественного рынка: учитывая, что покупатели российских полотен, традиционно предпочитающие оставаться неизвестными, чаще всего оказываются нашими соотечественниками, спрос на произведения растет соразмерно ценам на нефть.

Так, финансовые показатели «русских торгов» стали стремительно  падать в ноябре 2008 года, когда цена нефти Brent достигла своего дна — 46 долларов за баррель. Тогда четверка крупнейших Домов — Sotheby's, Christie's, Bonham's и MacDougall's — не смогла отправить с молотка и половину выставленных лотов, а общая выручка от двухдневных «русских торгов» Sotheby's упала до 46,5 миллиона долларов — против 50 миллионов в 2007 году.

На протяжении всего последующего года индекс арт-рынка шел вниз, и только в начале 2010-го начал оправляться от шока вслед за неспешным повышением цен на сырье. Зависимость аукционных итогов от экономического кризиса и без того очевидна: если в 2009-м годовой доход Christie's снизился на 47 процентов, а его главного конкурента Sotheby's — на целых 60 процентов, то в начале 2010-го доходы с продаж произведений на открытых торгах уже увеличились на 71 процент. Впрочем, до пикового для рынка 2007-го, когда на продаже произведений искусства аукционы выручили 9,39 миллиарда долларов, арт-сообществу пока далеко.