Утраты войн
Утраты войн

Музей как морг и магазин

There are no translations available.

 

Пригород Петербурга до и после Великой Отечественной войныВо время Великой Отечественной мишенью для нацистов была культура

"С войной покончили мы счеты", - эта строка из советской песни и 68 лет спустя после Победы отнюдь не является аксиомой. Счет продолжается: горький список российских утрат, в частности в сфере культуры, не закрыт, увы, до сих пор.

Исчезновение многовекового национального духовного достояния нации равносильно потере генетической памяти. Возведенный в ранг государственной задачи грабеж художественных и исторических ценностей с оккупированных территорий осуществлялся несколькими специально созданными структурами Третьего рейха. Развязав войну против нашей страны, нацисты стремились не только "освоить восточное пространство", но и лишить народы СССР этой генетической памяти, а значит, будущего.

 

Конфискации произведений искусства в III Рейхе

There are no translations available.

Немцы разгружают шедевры, вывезенные из галереи Уффици, чтобы якобы убрать на хранение до окончания войныИстории конфискаций повторялись с тошнотворным однообразием. С 1939 года Германия покоряла страну за страной, и повсюду нацисты отбирали принадлежавшую евреям собственность на том основании, что евреи не являются настоящими гражданами. Иногда собственников отправляли в концентрационные лагеря, а затем захватывали «оставшееся без хозяина» имущество. Поначалу нацисты отдавали конфискованное на ответственное хранение, но вскоре были приняты законы, разрешившие массовое расхищение. Различия существовали только в масштабах мародерства: если в Восточной Европе нацисты без стеснения грабили культурные ценности завоеванных государств, то на Западе они в основном ограничивались конфискацией частных коллекций, оставив в неприкосновенности государственные собрания.

 

Искусство войны

There are no translations available.

На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других странС точки зрения бесстрастного наблюдателя, это просто правила игры. На протяжении столетий европейские властители обогащали свои государства произведениями искусства, вывезенными из других стран. В начале XVI века Испания завоевала Перу и галеонами вывозила оттуда золотые украшения, уничтожив инкскую культуру.

Двумя столетиями позже армии Наполеона с грабежами прокатились по Европе и Египту, и желание поживиться сокровищами покоренных стран вдохновляла императора не меньше, чем идея военного господства. В середине XIX века, после первой «опиумной» войны, Англия с Францией спорили за трофеи, захваченные в китайской провинции Кантон. Они вывезли из страны тысячи бесценных произведений.

   

Предприимчивые частные коллекционеры

There are no translations available.

Тарквиний и Лукреция, РубенсВозможно, пример родного государства побудил отдельных офицеров Красной армии воспользоваться послевоенным хаосом для собственного обогащения. В 1945 году неизвестный похитил картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция» из дворца Сан-Суси в Потсдаме, под Берлином.

Сегодня картина стоимостью около 92 миллионов долларов находится в собственности российского бизнесмена Владимира Логвиненко, коллекционера, владельца стрип-клуба «Up&Down».

Логвиненко предложил продать картину Рубенса в Сан-Суси, однако отказался от этой идеи после того, как Германия заявила, что выдвинет против него обвинения в незаконном владении. В настоящее время Логвиненко передал картину Эрмитажу, который отреставрировал полотно и гордо вывесил в одном из своих залов.

 

Золото Шлимана и сталинские репарации

There are no translations available.

Золото ШлиманаИ все-таки большинство ученых, политиков, любителей искусства и простых наблюдателей полагают, что Россия в своем желании побольнее отомстить бывшему союзнику вела себя, как мстительный ребенок. В мае 1945 года после капитуляции Германии, ее территория (которая на тот момент включала и Австрию) была разделена на четыре зоны оккупации под управлением советских, американских, английских и французских войск. Столкнувшись с практически неразрешимой задачей установления законных владельцев миллионов произведений искусства, американская, английская и французская администрации приняли решение вернуть все попавшие под их контроль экспонаты в те страны, откуда они были вывезены. (Такая политика привела впоследствии к бесчисленным судебным искам, поскольку для части стран желание включить доставшиеся шедевры в свои национальные собрания пересилило стремление вернуть их истинным владельцам.)

Однако Россия использовала оккупацию как возможность осуществить «репарации» в счет своих военных потерь. Подобно закону о «доле фюрера», советская программа репараций возглавлялась главой государства, опиралась на закон и осуществлялась знатоками искусства. Мало кто знает, что Иосиф Сталин также вынашивал планы строительства грандиозного музея, подобного гитлеровскому собранию в Линце, для чего были созданы специальные трофейные бригады, которые прочесывали советскую зону оккупации в поисках шедевров, оставшихся в побежденной Германии.

   

Page 1 of 3

<< Start < Prev 1 2 3 Next > End >>