Фарфор XVIII века бьет рекорды на аукционах
Фарфор XVIII века бьет рекорды на аукционах

Фарфор XVIII века бьет рекорды на аукционах

There are no translations available.

Пара ваз 1835-1836 годов. Они были подарены Николаем I австрийскому послу при русском дворе графу Карлу Людвигу фон ФикельмонуСтоимость изделий из фарфора на аукционах может сравниться с ценами на живопись — это подтверждают рекорды прошлых лет и эстимейты топ-лотов предстоящих торгов.

Прозрачность тонкого черепка, оттеняющая многокрасочную роспись, пластичность, позволяющая создавать любые скульптурные формы, — эти качества фарфора всегда привлекали коллекционеров. А хрупкость материала и легкость утраты только увеличивали его ценность.

Своими свойствами, отличающими его от обычной керамики, фарфор обязан каолину — белой глине, огромные залежи которой находились на территории Китая. Первые печи для обжига и еще несовершенные изделия из каолина относятся к VII веку до н. э. А к VII веку н. э. китайские мастера научились изготавливать вещи, которые и стали предметом страстного собирательства.

 

С клеймом «король Август»

История европейского коллекционирования фарфора начинается в конце XIII века: считается, что первые фарфоровые вазы и чашки привез путешественник и купец Марко Поло, потом их исправно доставляли к королевским дворам ост-индские торговые компании. А вот разгадать секрет фарфорового производства европейцам не удавалось на протяжении 400 лет. Не находя точного рецепта, его пытались имитировать. Так, очень популярный в XVII веке делфтский фаянс с подглазурной росписью кобальтом — не что иное, как подражание традиционному бело-синему китайскому фарфору. Хорошей иллюстрацией коллекционерского азарта того времени может служить следующий исторический курьез. На рубеже XVII-XVIII веков король польский и курфюрст саксонский Август II Сильный в самый разгар военных действий выменял у прусского короля серию фарфоровых ваз и блюд, отдав за нее полк драгун. Немногим позже, в 1710 году, при дворе Августа Сильного и появилось первое европейское фарфоровое производство в городе Мейсен под Дрезденом.

Первые изделия мануфактуры ориентировались на китайские образцы. Как, например, гарнитур из пяти ваз 1734 года с клеймом «AR» — Augustus Rex, «король Август», которое ставилось на изделия мануфактуры до того, как были придуманы знаменитые перекрещенные мечи. 7 декабря Bonhams выставляет эти вазы на торги в Лондоне с эстимейтом 300-500 тысяч фунтов.

Вазы для посла

Парные фигуры цапель из белоснежного глазурованного фарфора без росписи. Изготовлены в Мейсене около 1732 годаНесмотря на то что тайну фарфорового рецепта хранили почти как военную, на протяжении XVIII века по всей Европе возникли фарфоровые заводы. Невская порцелиновая мануфактура, основанная в 1744 году при Елизавете Петровне, была четвертой по счету (после Мейсенской, Венской и Стокгольмской). Одними из последних научились делать фарфор французы. Вплоть до начала XIX века в Севре производили так называемый мягкий фарфор. В отличие от твердого, состоящего на 50% из каолина, на 25% из кварца и на 25% из полевого шпата, французский состав включал в себя десяток элементов, но не каолин. Впрочем, на ценности предметов это не сказалось.

Для европейского антикварного рынка именно первые единичные предметы XVIII века и помпезные образцы наполеоновского времени оказываются самыми дорогими. Среди рекордов последних лет — парные фигуры цапель из белоснежного глазурованного фарфора без росписи, происходящие из Японского дворца в Дрездене. Пара была изготовлена в Мейсене около 1732 года; в 2005 году на торгах Christie's в Париже она ушла за 5,6 млн евро (6,85 млн долларов). А на торгах Bonhams в июле этого года была продана рекордно дорогая фарфоровая табакерка (тоже Мейсен, около 1755 года). Коробочка, оправленная в золото и украшенная живописными изображениями королевских дворцов в Дрездене и Варшаве, ушла за 860 тыс. фунтов при эстимейте в 100-150 тыс.

Среди предметов русского фарфора аукционные рекорды принадлежат парным парадным дворцовым вазам эпохи Николая I. Выполненные в ампирной стилистике, с лепным и прорисованным декором в виде аканта и волют, украшенные позолотой и живописью, как правило, копирующей полотна из собрания Императорского Эрмитажа, они включались в убранство парадных залов дворцов и становились дорогими дипломатическими дарами. Несмотря на то что каждая пара ваз выполнялась в единственном экземпляре, они достаточно регулярно появляются на торгах. На сегодняшний день рекорд принадлежит вазам, проданным Christie's в ноябре 2006 года за 2,8 млн фунтов (5,5 млн долларов). На ближайших русских торгах Christie's снова выставляет подобную пару ваз (эстимейт 1,7-2,2 млн фунтов), выполненную в 1835-1836 годах. Они были подарены Николаем I австрийскому послу при русском дворе графу Карлу Людвигу фон Фикельмону. В качестве живописного украшения для больших, 137 см в высоту, ваз были выбраны картины голландского художника XVII века Филипса Ваувермана на охотничью тему. Одна из картин — «Охота на оленя» — была куплена Екатериной II и теперь хранится в Эрмитаже. Вторая — «Отправление в погоню» — находится в Дрезденской галерее.

В честь кавалеров орденов

Для антикварного рынка первые единичные предметы XVIII века и помпезные образца наполеоновского времени оказываются самыми дорогимиБольшую часть продукции Императорского фарфорового завода составляли дворцовые сервизы. В XVIII-XIX веках они часто изготавливались по определенному поводу и имели тематический декор.

Из редких предметов на ближайших торгах Christie's можно отметить рюмочную и бутылочную передачи эпохи Екатерины II, служившие для эстетичной подачи на стол смены рюмок и напитков во время парадных обедов. Оба типа предметов исчезли из обращения уже в XIX веке. Бутылочная передача представляет собой небольшое ведерко, рюмочная — глубокий сосуд с характерным волнистым краем, за который ножками цеплялись бокалы при подаче. Эстимейты этих лотов — 20-30 тыс. фунтов за рюмочную и 18-25 тыс. фунтов за бутылочную передачу.

На торгах Bonhams будет декоративная тарелка с золотым бордюром и изображением офицеров лейб-гвардии Преображенского полка (эстимейт 12-18 тыс. фунтов). Тарелки с военными сценами, очень популярные и во времена Николая I, когда они производились, и у современных коллекционеров, часто дарили членам императорской семьи и приближенным, а самый большой сет из двухсот таких тарелок Николай I подарил своему тестю, прусскому королю Фридриху Вильгельму III.

Единственной частной мануфактурой, продукция которой в некоторой степени могла конкурировать с предметами Императорского завода, была подмосковная мануфактура Франца Гарднера. Гарднер угодил Екатерине II, преподнеся ей в подарок сервиз в память о победе в Русско-турецкой войне, и в благодарность в 1777 году получил от императрицы заказ на три сервиза в честь главных российских орденов: Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а немного позже — святого князя Владимира. Количество предметов в каждом сервизе доходило до полутора тысяч, и ими сервировали ежегодные императорские приемы в честь кавалеров этих орденов. Несколько лотов аукциона Christie's представляют корзины, тарелки и чашки разных орденских сервизов из собрания американского коллекционера Марджори Мерриуэзэр Пост, приобретенные во время дипломатической службы ее мужа в Советском Союзе в 1930-е годы (эстимейт от 25 до 60 тыс. фунтов).