Ультрафиолетовое тестирование полихромных произведений искусства
Ультрафиолетовое тестирование полихромных произведений искусства

Ультрафиолетовое тестирование полихромных произведений искусства

There are no translations available.

К. Брюллов, Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула, 1834. ОригиналПоследние годы Россия теряет огромное количество произведений искусства и различных художественных ценностей, незаконно вывозимых за ее пределы. Как известно, в целях пресечения этого процесса и, одновременно, нормализации перемещения через границу предметов, вывозимых и ввозимых законным путем, по Указу Президента России создана специальная контрольная Федеральная служба.

Предметы, предназначенные для перемещения, первоначально подвергаются осмотру искусствоведами и, если препятствий к их вывозу или ввозу не имеется, то владельцам или лицам, сопровождающим эти предметы, выдается соответствующее разрешение. При этом документальная фиксация самих предметов производится обычным фотографическим путем.

Таможенные службы, производящие окончательную проверку перед пересечением границы, обычно сопоставляют внешний вид предмета с его фотоснимками, имеющимися в сопроводительной документации, на их соответствие. На этом процедура контроля заканчивается.

При такого рода проверке оказывается, что удостоверением предмета, помимо его искусствоведческого описания, служит обычная фотография - цветная или черно-белая. Это создает возможность незаконного перемещения художественных ценностей. Действительно, если для получения разрешения на вывоз, допустим, картины, предъявляется искусствоведу ее современная копия вместе с фотографией, а на таможне - с полученными документами оригинал, то формальных препятствий к задержанию не оказывается, и остается лишь надеяться на бдительность таможенного контролера, которому предмет покажется подозрительным и который может потребовать повторной экспертизы.

Из этого примера следует, что существующий порядок контроля за перемещаемыми через границу культурными и художественными ценностями несовершенен. Мировая практика пытается решать подобные проблемы путем использования специальных люминесцирующих под действием ультрафиолетового облучения меток, наносимых на предметы при их искусствоведческом осмотре и проверяемых на таможне. Такие метки, однако, ни в коей мере не могут служить надежным свидетельством подлинности объявленного художественного произведения.

Для усовершенствования таможенного контроля нами разработан метод тестирования, который решает эту проблему применительно к полихромным художественным ценностям произведениям живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Оригинал в ультрафиолетовом свете: К. Брюллов - Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини СомнамбулаСуть метода состоит в том, что экспертируемый предмет, допустим, масляную живопись, фотографируют на черно-белый фотоматериал в двух смежных, но не перекрывающихся областях спектра, например, в видимой и в ультрафиолетовой. Технологически это осуществить просто, если использовать соответствующие источники подсветки и светофильтры. Что же касается фотоматериалов, то они чувствительны в ультрафиолетовой области спектра и препятствий к их использованию нет.

На двух полученных в результате такого фотографирования снимках фиксируется не только тот образ предмета, который мы непосредственно видим, но и образ в нечувствительной для человеческого глаза части спектра. Эти два снимка разнятся между собой в распределении плотности почернения, поскольку коэффициенты отражения пигментов и иных материалов живописного слоя практически всегда отличаются в разных спектральных областях. Именно эти два снимка в соединении с искусствоведческим описанием предмета и являются фактически его удостоверением.

При таможенном контроле соответствие перемещаемого через границу предмета его изображению в видимой части спектра проверяется обычным визуальным сопоставлением. Что же касается сопоставления изображения в ультрафиолетовом свете, то в этом случае применяется экспресс-съемка предмета через УФ-светофильтр, например, типа УФС-6, при его подсветке ультрафиолетовым излучением. Для этой цели может быть использован любой фотоаппарат с объективом, пропускающим излучение этого спектрального диапазона, в том числе и типа "Polaroid", если он имеет пластмассовый объектив или объектив, изготовленный, например, из кварцевого стекла, и затвор, обеспечивающий необходимую регулировку выдержки. Подсветка предмета может производиться различными источниками, обеспечивающими нормальное экспонирование фотоматериала, такими, как ртутные лампы или лампы-вспышки. Следует лишь исключить возможность попадания в фотоаппарат бликов от живописной поверхности. Съемку целесообразно производить на используемый, например, в электронной микроскопии черно-белый фотоматериал, обрабатываемый по технологии системы "Polaroid", который, кстати, имеет стоимость существенно более низкую, чем подобный ей цветной.

В результате, полученный за одну-две минуты снимок может быть не только сопоставлен с соответствующим снимком в сопроводительной документации, но и является, по сути дела, объективной визуальной характеристикой провозимого предмета в невидимой части спектра.

В итоге подменить предмет на его копию оказывается невозможно. Даже если копиистом применены одинаковые пигменты и связующие вещества, даже если использованы приемы искусственного старения, различие в процессах полимеризации материалов неизбежно приведет к несовпадению фотографических изображений этих предметов, не говоря уже о таком факторе, как несовпадение мазковых структур сопоставляемых изображений, особенно заметно проявляющихся в ультрафиолетовом свете. Следует, однако, отметить, что при тщательном изготовлении подделки для обнаружения такого несовпадения могут понадобиться услуги тренированного специалиста или использование соответствующей электронно-оптической аппаратуры. В то же время необходимо признать, что фальсификации такого рода могут иметь какой-то логический смысл, если подменяется уникальный предмет, который может быть отнесен к категории шедевров. В современной же реальной жизненной ситуации подобные случаи маловероятны. Скорее всего, могут предприниматься попытки подмены предметов на обычные копии, аналоги, а то и просто репродукции. А именно эти подмены с успехом позволяет выявить предлагаемый метод тестирования.

Для иллюстрации физических основ метода, объясняющих различие в изображении предметов в ультрафиолетовой области спектра при совпадении изображений в видимой, в таблице 1 приведены коэффициенты отражения ультрафиолетового излучения различными пигментами, основами и наполнителями, имеющими при освещении видимым светом белый цвет.

Таблица 1. Отражение ультрафиолетового излучения сухими белыми пигментами, основами и наполнителямиРассмотрим теперь такой важный фактор, как допустимое облучение произведений искусства при их съемке светом ультрафиолетового диапазона, поскольку, как известно, он вызывает различные нежелательные фотохимические реакции, в том числе и разрыв связей во многих органических соединениях. Очевидно, что пользоваться коротковолновым ультрафиолетовым светом (короче 300 нм) нежелательно из-за более интенсивного его воздействия на органические молекулы.

Мы в наших экспериментах ориентировались в основном на спектральный диапазон 300-400 нм. В качестве источника излучения применялась ртутная лампа ПРК-4, закрытая светофильтром УФС-6 толщиной 3 мм. Этот светофильтр отсекал всю видимую и коротковолновую ультрафиолетовую части спектра, пропуская излучение только в интересующем нас диапазоне. Фотографировалась масляная живопись, находящаяся на расстоянии примерно 2 м. от источника подсветки. Съемка велась фотоаппаратом "Зенит" на панхроматическую фотопленку с чувствительностью 65 ед.ГОСТ. Применялся специальный объектив с повышенным по сравнению с обычными объективами светопропусканием в ультрафиолетовой области спектра за счет использования линз из кварца и флюорита. Он также был закрыт светофильтром, обеспечивающим пропускание в области 300-400 нм. В результате этого видимая люминесценция живописного слоя, возбуждаемая ультрафиолетовым излучением, не фиксировалась. Фокусное расстояние использованного объектива было равно 75 мм. Съемка велась при относительном отверстии 1:8.

Было установлено, что для нормального экспонирования фотоматериала требуется выдержка в 20 секунд.

Копия картины К. Брюллова - Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини СомнамбулаИспользованием объектива, прозрачного для ультрафиолетового света, достигалось уменьшение ультрафиолетовой облученности объекта съемки за счет сокращения выдержки по сравнению со случаями применения обычных фотографических объективов, пропускающих только незначительную долю длинноволнового ультрафиолета.

Количество ультрафиолетовой радиации, попавшей за 20 секунд на фотографируемый предмет, как показали расчеты, эквивалентно ультрафиолетовой компоненте излучения лампы накаливания с вольфрамовой нитью, создающей на предмете освещенность в 150 лк в видимой области спектра в течение ~300 секунд. Это допустимо, поскольку укладывается в рамки требований к экспозиционной освещенности, принятых в западных музеях. 

Возможность существенного сокращения УФ радиации, необходимой для освещения предмета при его съемке через специальный объектив, по сравнению с требуемым количеством света в случае использования обычного объектива, является весьма важным фактором, оправдывающим те незначительные расходы, к которым такая замена приведет. Так, переход от стеклянного объектива к пластмассовому, изготовляемому обычным штампованием, лишь снизит стоимость фотокамеры, а использование двух попеременно вводимых светофильтров из стекла типов УФС-6 и ЖС-II, пропускающих излучение в двух смежных, но не перекрывающихся частях спектра, повысит ее стоимость весьма незначительно. Произведенные нами прикидочные расчеты совокупной стоимости предлагаемой аппаратуры и стоимости получаемых фотодокументов показали, что она несравненно ниже стоимости использования для аналогичных контрольных целей аппаратуры, где для получения изображения в невидимой области спектра применяется, например, рентгеновское излучение. Следует еще отметить, что обеспечение безопасных условий эксплуатации рентгеновской контрольной аппаратуры значительно дороже, чем использующей ультрафиолетовое излучение.

Копия картины в ультрафиолетовом свете: К. Брюллов - Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини СомнамбулаВ качестве иллюстрации к предлагаемому методу представлены фотографии женского портрета работы К. Брюллова и его копия, снятые в видимом и ультрафиолетовом свете через соответствующие светофильтры. Из этих снимков видно, что обсуждаемый метод, помимо своей основной цели, позволяет также искусствоведу получить дополнительную информацию о технических приемах мастера. Кроме того, может оказаться полезным при музейной паспортизации экспонатов.

В наиболее ответственных случаях тестирования к фотографиям в видимой и ультрафиолетовой областях спектра может быть добавлена и фотография в ближнем инфракрасном свете (900-1200 нм). Для ее получения требуется лишь инфракрасная подсветка и фотопленка, чувствительная в этой области спектра, что сравнительно легко может быть реализовано.