Высокое искусство во все времена привлекало не только настоящих ценителей, но и проходимцев и жуликов разного рода, которые с большой выгодой для себя использовали тягу других к прекрасному. Впрочем, как доказывают нижеприведенная история, возмездие рано или поздно обязательно настигало обманщиков.
Во время Третьего рейха в личном музее Германа Геринга в Берхтесгадене среди прочих шедевров висела картина “Соблазнение замужней женщины” Яна Вермеера (Jan Vermeer).
Когда после войны начали разбираться с культурным наследием шефа люфтваффе, голландская полиция установила, что шедевр Вермеера был куплен агентами Геринга за 160 тыс. фунтов стерлингов у миллионера Ханса ван Меегерена (Hans Van Meegeren), владельца доходных домов, гостиниц и ночных клубов в Амстердаме. Меегерена арестовали. Потому что в Нидерландах в те годы за сотрудничество с нацистами “в особо крупных размерах” было лишь одно наказание — смертная казнь через повешение. Однако Меегерен висеть в петле не захотел.
“Меня нельзя казнить! — закричал насмерть перепуганный миллионер. За что меня вешать? Ведь это я сам, вот этими руками, написал картину за Яна Вермеера. Меня не казнить, а наградить надо за то, что я всучил фальшивку проклятому убийце Герингу." И далее он поведал полиции о том, как стал самым высокооплачиваемым фальсификатором в истории искусства.
Начало художественной карьеры студента архитектурного факультета Технологического института в Делфте Ханса ван Меегерена было многообещающим. В 1916 году за одну из акварелей он получил золотую медаль, которую присуждали раз в пять лет за лучшую студенческую работу. Однако его первая персональная выставка в Гааге в 1922 году закончилась провалом. Особенно издевался над произведениями молодого художника маститый искусствовед Абрахам Бредиус (Abraham Bredius). Доктор искусствоведения Бредиус был поклонником тогда еще малоизвестного и только входившего в моду голландского художника XVII века Яна Вермеера. Бредиус был уверен, что рано или поздно будут найдены неизвестные шедевры мастера, которые сделают Вермеера величайшим представителем голландской школы живописи.
Обиженный на Бредиуса и на весь мир молодой художник Меегерен решил: раз
миру нужны шедевры
Всего Меегерен написал семь картин — пять под Вермеера и две от имени другого мастера старой голландской школы de Hooch. В общей сложности эти подделки принесли Меегерену 2 млн фунтов стерлингов (20 млн в современных ценах). Последний свой шедевр Меегерен создал специально для полицейских и совершенно бесплатно.
Почему? Потому что в полиции его рассказу о подделке для Геринга не поверили, и, чтобы спасти свою жизнь, подследственный Меегерен под охраной написал в своей амстердамской студии “Молодого Христа, проповедующего в храме". Впечатление от кисти “мастера XVII века” было такое, что все обвинения в сотрудничестве с нацистами с него сняли. Правда, год тюрьмы за жульничество Меегерен получил. А через полтора месяца умер в камере — сердце не выдержало.